Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 24.04.2024
Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

УЧАСТИЕ НОТАРИУСОВ В ЭЛЕКТРОННОЙ РЕГИСТРАЦИИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

БОРИСОВА И.,

заместитель начальника управления регистрации и лицензирования
главного управления юстиции Минского горисполкома

 

Процедура государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – субъекты хозяйствования) на территории Республики Беларусь происходит по заявительному принципу и осуществляется в день обращения в регистрирующий орган. В Минском горисполкоме – в присутствии заявителя при наличии документов, предусмотренных Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 (далее – Положение).

 

Помимо личного обращения физических и юридических лиц в регистрирующий орган существует возможность представления ими документов для соответствующей государственной регистрации в электронном виде посредством веб-портала Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (http://egr.gov.by, далее – веб-портал ЕГР), а с 26 февраля 2018 г. представителям субъектов хозяйствования можно обращаться и к нотариусу. Нотариус выступает посредником между заявителем и регистрирующим органом при электронной регистрации.

Электронная регистрация освобождает заявителей от посещения регистрирующего органа и от уплаты государственной пошлины, но требует наличия у них сертифицированного ключа электронной цифровой подписи (далее – ЭЦП).

При обращении к нотариусу (а обращаться можно к любому нотариусу независимо от места жительства заявителя (местонахождения юридического лица)) наличие ЭЦП не требуется, но необходимо уплатить нотариальный тариф, который меньше размера государственной пошлины, установленной при личном обращении в регистрирующий орган. Для решения вышеназванной проблемы был проведен выборочный анализ проектов ненормативных правовых актов, поступивших в Министерство юстиции в 2016 и 2017 годах, а также в 2018 году (с января по март).

СПРАВОЧНО

Ставка государственной пошлины для государственной регистрации коммерческой организации составляет 1 базовую величину, а нотариальный тариф – 0,8 базовой величины; за внесение изменений и (или) дополнений в устав – соответственно, 2 базовые величины и 1,9 базовой величины, ставка государственной пошлины для государственной регистрации индивидуального предпринимателя – 0,5 базовой величины, а нотариальный тариф – 0,4 базовой величины; за внесение изменений в свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя – соответственно, 0,25 базовой величины и 0,15 базовой величины (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2013 г. № 1145 «Об утверждении нотариальных тарифов за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера нотариусами и тарифов на услуги технического характера, оказываемые работниками нотариальных архивов»).

Порядок представления заявителями нотариусу документов (их перечень) согласуется с порядком (перечнем), установленным Положением, при личном обращении в регистрирующий орган за соответствующей государственной регистрацией. В свою очередь, нотариус вносит сведения, указанные в представленном ему заявлении, в форму заявления на веб-портале ЕГР, прикрепляет необходимые документы, подписывает их личным ключом ЭЦП и направляет в регистрирующий орган.

По результатам рассмотрения представленных нотариусом документов, в случае отсутствия оснований для неосуществления государственной регистрации, регистрирующий орган в день получения указанных документов направляет уведомление об ее осуществлении и внесении сведений в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также электронные документы, свидетельствующие о государственной регистрации.

Электронные документы (устав юридического лица, изменения и (или) дополнения, вносимые в устав юридического лица, свидетельство о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя), а также документ, подтверждающий постановку данного субъекта хозяйствования на учет в органах учета, определенных Положением, в виде электронного документа выдаются в одном экземпляре нотариусом заявителю на представленный им электронный носитель информации.

По желанию заявителя нотариус вправе удостоверить формы внешнего представления поименованных электронных документов, свидетельствующих об осуществлении государственной регистрации, на бумажном носителе.

Таким образом, предоставленное законодательством право нотариусов принимать участие в электронной регистрации дает дополнительный выбор как вступающим в бизнес, так и действующим субъектам хозяйствования по порядку представления документов в регистрирующий орган с учетом их финансовых и временных возможностей. При этом существенными преимуществами являются возможность воспользоваться онлайн записью на прием к нотариусу, а также возможность обращения заявителя в ближайшую нотариальную контору города (нотариусу) в нерабочие дни регистрирующего органа (в субботу и в дежурную нотариальную контору города в воскресенье).

 

Материал подписан в печать 23.07.2018

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.