Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 24.04.2024
Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

О ПРИВЛЕЧЕНИИ К СУБСИДИАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕПОДАЧУ ЗАЯВЛЕНИЯ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ) В СВЕТЕ ПОЛОЖЕНИЙ ПОДП. 5.6 П. 5 ДЕКРЕТА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 23 НОЯБРЯ 2017 г. № 7 «О РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

ФУНК Я.И.,

доктор юридических наук, профессор,

Председатель Международного арбитражного суда при БелТПП

 

 

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 11 сентября 2018 г.

 

Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» в качестве особой формы бездействия указывает на то, что при неподаче соответствующим юридическим лицом заявления о своей экономической несостоятельности (банкротстве) при наличии оснований, предусмотренных ст. 9 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон) (в частности, в случае, если удовлетворение требований одного кредитора (нескольких кредиторов) приводит к невозможности исполнения денежных обязательств в полном объеме перед другими кредиторами (или прекращении деятельности юридического лица), либо в случае, если стоимость имущества юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации в общеустановленном порядке, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов либо имущество отсутствует, после утверждения промежуточного ликвидационного баланса такого юридического лица и т.д.) в сроки, установленные данной статьей (в указанных случаях заявление юридического лица должно быть подано в экономический суд не позднее 1 месяца со дня возникновения (выявления) соответствующего основания); руководитель юридического лица, председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) и (или) иные виновные в этом лица, уполномоченные в соответствии с учредительными документами, договорами или законодательством управлять юридическим лицом, в том числе принимать решения о подаче указанного заявления солидарно несут субсидиарную ответственность по долгам такого юридического лица.

В связи с приведенной законодательной нормой возникает проблема, связанная с ее применением или неприменением после 26 февраля 2018 г.

Суть указанной проблемы заключается в том, что, с одной стороны, неподача заявления в указанных выше случаях и в приведенные выше сроки – это, безусловно, не действие, а бездействие. А, как показано ранее, подп. 5.6 п. 5 Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 (далее – Декрет № 7) предусматривает субсидиарную ответственность соответствующих лиц по долгам юридического лица, находящегося в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), лишь при совершении ими определенных действий. И, тем самым, «фактически освобождает» соответствующих лиц от указанной субсидиарной ответственности, если речь идет о бездействии.

При этом, в соответствии со сложившимся в правовой системе Республики Беларусь подходом (о его законодательной основе см. ниже), при коллизии (конфликте) норм декрета Президента Республики Беларусь и положений закона Республики Беларусь нормы декрета Президента Республики Беларусь превалируют над положениями закона Республики Беларусь.

Правда, если исходить из норм Конституции Республики Беларусь и определенных норм Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», то нормы декрета Президента Республики Беларусь и нормы закона Республики Беларусь имеют равную юридическую силу.

А именно, в силу ст. 85 Конституции Республики Беларусь в случаях, предусмотренных Конституцией, Президент Республики Беларусь издает декреты, имеющие силу законов. То же фактически (да и юридически) присутствует и в ст. 2 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», в соответствии с которой декрет Президента Республики Беларусь – это нормативно-правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений.

Однако, в силу ст. 137 Конституции Республики Беларусь в случае расхождения декрета Президента Республики Беларусь с законом такой закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета были предоставлены законом. Абсолютно тождественное положение предусмотрено и в ст. 10 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».

Таким образом, приведенные последними законодательные положения показывают, что в действительности несмотря на то, что декрет Президента Республики Беларусь обладает силой закона, в действительности его юридическая сила выше силы закона.

Но, даже если бы юридическая сила подп. 5.6 п. 5 Декрета № 7 и ст. 9 Закона была бы равной, то и тогда подп. 5.6 п. 5 Декрета № 7 превалировал бы над ст. 9 Закона, так как нормы Декрета № 7 приняты позже норм Закона.

В соответствии же со ст. 71 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» в случае коллизии между нормативными правовыми актами субъекты правоотношений обязаны руководствоваться нормой акта, обладающего более высокой юридической силой; в случае коллизии между нормативными правовыми актами, обладающими равной юридической силой, и если ни один из них не противоречит акту с более высокой юридической силой, действует положение акта, принятого (изданного) позднее.

Таким образом, исходя из приведенных законодательных положений получается, что проанализированные нами нормы ст. 9 Закона не должны применяться с даты вступления в силу подп. 5.6 п. 5 Декрета № 7.

Однако, с другой стороны, указанные выше положения ст. 9 Закона представляют собой так называемые специальные нормы. То есть, перед нами регламентация того «бездействия», относительно которого национальный белорусский законодатель посчитал необходимым высказаться специально.

Иными словами, анализируемые нами положения ст. 9 Закона являются специальными по отношению к общим нормам подп. 5.6 п. 5 Декрета № 7.

В силу же общепринятого в рамках белорусской правовой системы подхода специальные нормы превалируют над общими нормами, правда, если речь идет о нормах равной юридической силы.

(Изложенный в предыдущем абзаце подход имеет законодательное подтверждение, правда, «косвенное», в виде норм ст. 10 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», в силу которых нормативный правовой акт, принятый (изданный) государственным органом (должностным лицом), имеет большую юридическую силу по отношению к нормативному правовому акту государственного органа (должностного лица) одного уровня, если государственный орган (должностное лицо), принявший (издавший) такой акт, специально уполномочен на регулирование определенной области общественных отношений).

Но, как указано выше, в белорусском праве нормы декрета Президента Республики Беларусь считаются обладающими более высокой юридической силой по сравнению с положениями законов Республики Беларусь.

Таким образом, в качестве первого подхода (еще раз повторим это) мы должны признать, что приведенные выше положения ст. 9 Закона применяться после 26 февраля 2018 г. не должны.

Но нам представляется, что при принятии подп. 5.6 п. 5 Декрета № 7 «речь не шла» о нивелировании субсидиарной ответственности за неподачу заявления об экономической несостоятельности (банкротстве). Данный вопрос, скорее всего, был «вне рамок законодательной регламентации».

Однако, правоприменительная практика все-таки не может строиться на предположении о том, «что думал законодатель при разработке той или иной нормы».

Но, мы все-таки считаем, что наряду с первым подходом имеет право на существование и второй подход, связанный с тем, что и после 26 февраля 2018 г. анализируемые положения ст. 9 Закона по-прежнему должны применяться; тем более в той ситуации, когда есть все основания признания указанных норм в качестве специальных, по отношению к общим нормам подп. 5.6 п. 5 Декрета № 7. Необходимо лишь «признать в рассматриваемой ситуации равную юридическую силу» норм Декрета № 7 и Закона; а точнее, «не делая это формально», указать на то, что положения подп. 5.6 п. 5 Декрета № 7 не затрагивают действия специальных норм, регламентирующих привлечение к субсидиарной ответственности по долгам юридического лица, находящегося в процедуре экономической несостоятельности (банкротстве), в особых случаях (специально предусмотренных в законодательных актах).

Последнее же мы считаем может сделать и Верховный Суд Республики Беларусь, признав необходимость применения ст. 9 Закона и после вступления в силу подп. 5.6 п. 5 Декрета № 7.

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.