Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 20.04.2024
Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

НОТАРИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И МЕДИАЦИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

ДУБОВИК Э.Г.,

старший преподаватель кафедры финансового права
и правового регулирования хозяйственной деятельности
Белорусского государственного университета,
управляющий партнер ООО «Юридическая компания Соломон»

 

ЗАЯЦ А.И.,

консультант нотариальной конторы № 2 Центрального района города Минска

 

 

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 19 июня 2018 г.

 

Анализ мирового опыта показывает, что нотариат, являющийся органом бесспорной юрисдикции, вполне способен взять на себя определенные функции, направленные на снижение конфликтности как минимум в сфере гражданских и семейных отношений. Решение этого вопроса представляется в формировании системы комплексного оказания юридической помощи, включающей наряду с уже известными формами нотариальной деятельности и новые технологии, позволяющие нотариусам как уменьшить поток идущих в суды правовых споров, так и обеспечить наиболее полную реализацию задач нотариальной деятельности. К таким новым технологиям относится медиация – примирительная процедура, позволяющая участникам спора при помощи нейтрального лица урегулировать свои разногласия и достичь взаимоприемлемого соглашения.

Объединение нотариата и медиации практикуется за рубежом, и вызвано это тем, что в большинстве стран сегодня происходит диверсификация юридической профессии, в рамках которой представители одной юридической специальности (судьи, адвокаты, нотариусы) расширяют сферу своей профессиональной компетенции за счет включения новых направлений, как непосредственно юридических, так и сопутствующих, помогающих реализовать основные функции. В частности, в некоторых странах возможно также выполнение функций нотариус-адвокат, адвокат-арбитр, многие направления юридической деятельности предлагают помощь по проведению медиации, примирительных процедур (судьи, нотариусы, адвокаты, судебные приставы – исполнители и т.д.).

В этой связи представляется правильным, что одно из будущих направлений реформы белорусского нотариата заключается в переходе к модели комплексного оказания нотариусом правовой помощи, которая предполагает дачу консультаций, сбор необходимых для совершения нотариального действия сведений, осуществление расчетов, иных действий, в том числе осуществление действий по примирению сторон.

Прежде всего, хотелось бы отметить, что на сегодняшний день уже существуют страны, в которых медиация является альтернативной функцией нотариуса. К числу таких государств относятся Австрия, Германия, Нидерланды.

Для примера рассмотрим основные положения законодательного регулирования нотариальной медиации Германии. В качестве основы возьмем перевод с немецкого книги «Mediation in der notariellen Praxis» проф., д-ра Катарины Грефин фон Шлиффен и нотариуса, д-ра Бернд Вегманн.

I. Правовые основы

В Германии правила проведения нотариусом медиации, как и любого другого вида нотариальной деятельности, закреплены в нормативных актах, регулирующих порядок осуществления нотариусом профессиональных обязанностей, т.е. в первую очередь в Законе Германии о нотариате, а также в принятых на его основе постановлениях Правительства Германии, директивах нотариальных палат (ч. 2 § 67 Закона Германии о нотариате).

Полагаем, что в Республике Беларусь также в первую очередь следует внести изменения в Закон Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности» (далее – Закон о нотариате), поскольку он является основным нормативным правовым актом в области осуществления нотариусом своих функций.

II. Организационные обязанности нотариуса

1. Беспристрастность.

Беспристрастность как обязанность нотариуса основана не на договорных отношениях, а на его профессиональном статусе. Тем самым она не ставится в зависимость от усмотрения участников процедуры медиации и не ограничивается лишь волей этих участников: если нотариус участвует по инициативе одной из сторон, то он должен учитывать также интересы других лиц. Более того, он должен следить за надлежащим способом реализации интересов. Нейтральное положение запрещает нотариусу содействовать разрешению конфликта за счет ущемления интересов отсутствующих третьих лиц, что будет расценено последними как односторонняя и грубая реализация интересов, никоим образом не совместимая с публичностью статуса нотариуса.

Что касается данной обязанности нотариуса в Республике Беларусь, то она в полной мере осуществляется в силу ст. 7 Закона о нотариате: нотариальная деятельность осуществляется на равных условиях для всех граждан независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, политических и иных убеждений, принадлежности к общественным объединениям, других обстоятельств, а для юридических лиц – независимо от формы собственности, подчиненности, организационно-правовой формы, других обстоятельств. Данное положение является базовым принципом всей нотариальной деятельности как таковой, и его отсутствие ставило бы под сомнение существование самого нотариата. Поэтому, какое бы действие нотариус ни совершал, будь то удостоверение согласия либо проведение процедуры медиации, нейтральное положение в полной мере должно сохраняться в отношении сторон и третьих лиц. Поэтому полагаем, что в данном случае дополнительного нормативного регулирования не требуется.

2. Обязанность отказа от совершения нотариальных действий.

Обязанность отказа от совершения нотариальных действий является отражением принципа добросовестности, предусмотренного ч. 2 § 14 Закона Германии о нотариате. Согласно данной норме нотариус обязан отказаться от совершения нотариальных действий, если они служат запрещенным либо недобросовестным целям. Учитывая нормы о ничтожности сделок, связанные с пороком их содержания (§§ 134, 307 ГУ Германии) либо порядком заключения (§ 123 ГУ Германии), а также то, что нотариус обязан контролировать намерения участников, можно сделать вывод, все эти обязанности должны быть выполнены и при проведении медиации.

I. Профессиональные запреты – невозможность участия в качестве медиатора.

Нотариус, ранее выполнявший функции адвоката, не вправе проводить процедуру медиации по тому же делу. Данный запрет действует в отношении адвокатов-нотариусов, а также нотариусов, ранее исполнявших профессиональные обязанности адвоката. Таким образом, в этот круг могут включаться и те лица, которые выполняют лишь функции нотариуса. Невозможность проведения медиации в подобных случаях закреплена в ч. 1, 2 § 45 Закона Германии об адвокатуре (BRAO). По общему мнению, несоблюдение данного запрета одновременно является нарушением профессиональных обязанностей нотариуса, предусматриваемых § 14 Закона Германии о нотариате.

Считаем, что подобная норма в отношении нотариусов, ранее исполнявших профессиональные обязанности адвоката, должна найти свое закрепление и в Законе о нотариате Республики Беларусь.

II. Нотариальная тайна.

Согласно § 18 Закона Германии о нотариате нотариус обязан хранить в тайне любую информацию, которая стала ему известна при осуществлении своих профессиональных обязанностей. Исключение составляют лишь факты, которые являются общеизвестными либо не нуждаются в сокрытии в силу их малозначительности (п. 3 ч. 1 § 18 Закона Германии о нотариате).

Данная обязанность служит основанием для отказа от дачи показания в качестве свидетеля. В уголовном процессе такое основание закреплено в п. 3 ч. 1 § 53 Уголовно-процессуального кодекса Германии (StPO), а в гражданском процессе – в п. 5 ч. 1, ч. 3 § 383, а также в ч. 2 § 385 ГПУ Германии. Поскольку нотариус несет обязанность по соблюдению нотариальной тайны, то он не только вправе, но и обязан отказаться от дачи свидетельских показаний в соответствующих случаях.

Следует отметить, что данные положения отражены в ст. 16 Закона Республики Беларусь «О медиации» (далее – Закон о медиации) и потому, на наш взгляд, не требуют дублирования в нотариальное законодательство.

III. Ответственность

Ответственность нотариуса, действующего в качестве медиатора, не предусматривает каких-либо особенностей по сравнению с ответственностью за другие формы юридической помощи согласно ч. 1 § 24 Закона Германии о нотариате. Ответственность определяется на основании § 19 Закона Германии о нотариате.

В Республике Беларусь ответственность нотариусов предусмотрена ч. 2 ст. 25 Закона о нотариате, а потому не нуждается в дополнительном применительно к процедуре медиации.

IV. Реклама медиации

1. Запрет противоправной рекламы.

Вопрос о том, может ли нотариус публично заявлять о своей квалификации медиатора – и если да, то в каком объеме, – разрешается на основе новых положений нотариального права, регулирующих рекламу нотариальной деятельности. Согласно ч. 1 § 29 Закона Германии о нотариате нотариус должен отказаться от любых коммерческих действий, в особенности от рекламы, противоречащей его публичному статусу. Тем самым законодатель устанавливает общий запрет на рекламу, однако признает соответствующими профессии нотариуса определенные действия, направленные на ознакомление общественности с нотариальной деятельностью, если это не ослабляет доверия к специальным функциям нотариуса. Положения § 29 и пп. 7 и 3 ч. 2 § 67 Закона Германии о нотариате конкретизированы соответствующими директивами нотариальных палат земель Германии. При наличии определенных различий все нотариальные палаты земель исходят из принципов, которые закреплены в рекомендациях ФНП Германии.

На наш взгляд, ознакомление общественности с подобной функцией нотариуса в Республике Беларусь должно осуществляться путем размещения информационных стендов в нотариальных конторах и бюро, а также непосредственно на приеме у нотариуса, который в доступной форме должен при необходимости разъяснить обращающимся гражданам о наличии такой процедуры, порядке ее осуществления и о правовых последствиях.

2. Обозначение «медиатор».

Основным является вопрос о допустимости обозначения в качестве медиатора. В вышеназванных рекомендациях ФНП Германии указывает на то, что нотариус вправе осуществлять профессиональные обязанности с указанием научной степени, ученого звания профессора либо звания члена совета юстиции. Ссылки на иные виды деятельности, в том числе дополнительные, например, в качестве арбитра третейского суда, по смыслу чч. 1, 3, 4 § 8 Закона Германии о нотариате, являются недопустимыми. Однако обозначение «медиатор» не является ни званием или степенью, ни ссылкой на иные виды профессиональной деятельности. Тем самым рекомендации ФНП Германии не говорят ни о допустимости, ни о недопустимости обозначения в качестве медиатора.

Таким образом, по мнению авторов, данный вопрос должен разрешаться на основе общих принципов публичности статуса нотариуса. При обозначении нотариусом себя как медиатора существует опасность того, что медиация не будет пониматься как нотариальная деятельность. Кроме того, не исключен вариант, когда такое обозначение будет восприниматься как специализация, для получения которой требуется прохождение специальной процедуры, аналогичной той, что существует для специализации адвокатов. В связи с этим для решения вопроса о допустимости действий рекламного характера многие авторы указывают на необходимость установления специальных требований.

VI. Вознаграждение деятельности медиатора

Квалификация медиации как вида нотариальной деятельности влечет за собой обязательное применение положений Закона Германии о сборах (п. 1 ч. 1 § 140). Закон Германии о сборах не предусматривает специальных правил определения базы для взимания сборов при проведении медиации либо иных примирительных процедур согласно ч. 4, 5 § 20 Закона Германии о нотариате. Поэтому на практике взимается общий факультативный сбор в соответствии с ч. 2 § 147 Закона Германии о сборах за каждое заседание в ходе медиации. Данное решение трудно признать обоснованным, поскольку данный сбор касается юридического консультирования либо оказания правовой помощи отдельным лицам без проведения какой-либо специальной процедуры, что, по сути, противоречит медиации, когда в рамках особой процедуры производится попытка примирения противоположных интересов участников, что и составляет предмет юридического соглашения.

По поводу вознаграждения нотариуса за проведение процедуры медиации в Республике Беларусь у нас не сложилось однозначной позиции. Полагаем, что консультации по процедуре медиации должны быть бесплатными, а дальнейшая оплата должна зависеть от количества времени, затраченного на процедуру.

Кроме того, большое внимание хотелось обратить на тот факт, что по законодательству Германии медиативное соглашение, удостоверенное нотариусом, является основанием для получения исполнительного документа. Это, на наш взгляд, и составляет основное преимущество нотариальной медиации. По этому поводу писали Ярков В.В. и Медведев И.Г.: «...нотариальное удостоверение соглашения, достигнутого сторонами в результате обращения к посреднику или непосредственно с участием нотариуса, будет способствовать созданию эффективной процедуры исполнения таких соглашений, без ущерба их юридическому качеству. В то же время у сторон остается возможность обращения в суд за принудительным исполнением соглашения об урегулировании спора, заключенного до передачи дела в суд в простой письменной форме».

Таким образом, проанализировав некоторые аспекты законодательного регулирования нотариальной медиации Германии, а также законодательство Республики Беларусь, мы приходим к следующим выводам.

Для внедрения данной процедуры требуется внесение изменений в нормативные правовые акты, регулирующие нотариальную деятельность, и в первую очередь, в Закон о нотариате, поскольку он является основным нормативным правовым актом в области осуществления нотариусом своих функций. Кроме того, по вопросам взимания оплаты за данную процедуру потребуются изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2013 г. № 1145, которым утверждены тарифы за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера нотариусами.

По нашему мнению, в Законе о нотариате должна найти закрепление норма, предусматривающая, что нотариус, ранее выполнявший функции адвоката, не вправе проводить процедуру медиации по тому же делу.

Необходимо также закрепить положение, в соответствии с которым нотариус будет удостоверять соглашение, достигнутое сторонами в результате проведения процедуры медиации, по правилам удостоверения соответствующих видов сделок, и, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения медиативного соглашения, удостоверенного нотариусом, заинтересованная сторона будет вправе обратиться к нотариусу за совершением исполнительной надписи.

Кроме того, отдельно необходимо урегулировать права нотариуса при проведении процедуры медиации.

Для любой деятельности, в том числе и для проведения медиации, необходимы правовые основы, организационная инфраструктура, а также достаточное количество профессионалов.

Правовые основы.

На сегодняшний день в ч. 1 ст. 4 Закона о медиации закреплено, что медиатором может быть физическое лицо, имеющее высшее юридическое или иное высшее образование, прошедшее подготовку в сфере медиации в порядке, устанавливаемом Министерством юстиции Республики Беларусь, либо имеющее опыт работы в качестве примирителя в соответствии с процессуальным законодательством, получившее свидетельство медиатора, выдаваемое Министерством юстиции Республики Беларусь на основании решения Квалификационной комиссии по вопросам медиации.

Таким образом, для осуществления нотариусом функций медиатора необходима совокупность следующих условий:

1) высшее юридическое образование (а это один из критериев для получения свидетельства нотариуса, поэтому данное условие всегда будет соблюдаться);

2) подготовка в сфере медиации;

3) получение свидетельства медиатора.

Хотелось бы обратить внимание на то, что именно высшее юридическое образование законодатель выдвигает на первый план. А это еще раз подчеркивает то, что профессия нотариуса наряду с другими юридическими профессиями в первую очередь должна рассматриваться для осуществления функций медиатора.

В ч. 2 ст. 4 Закона о медиации закреплено, что медиатором не может быть физическое лицо:

· являющееся государственным служащим, в том числе осуществляющее полномочия судьи в суде, если иное не предусмотрено законодательными актами;

· признанное в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;

· имеющее судимость;

· полномочия которого в качестве судьи суда, прокурорского работника, сотрудника Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов внутренних дел, государственной безопасности, пограничной службы, работника органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налоговых, таможенных органов, иного государственного служащего, нотариуса, частного нотариуса, адвоката были прекращены в порядке, установленном законодательными актами, по основаниям, связанным с совершением проступков, несовместимых с его профессиональной деятельностью, – в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения, если иное не предусмотрено законодательными актами;

· в отношении которого принято решение о прекращении действия свидетельства медиатора в связи с нарушением Правил этики медиатора, утверждаемых Министерством юстиции Республики Беларусь.

Исходя из вышеизложенного, мы можем утверждать, что лишь в единственном случаем нотариус не может быть медиатором: когда полномочия нотариуса были прекращены в порядке, установленном законодательными актами, по основаниям, связанным с совершением проступков, несовместимых с его профессиональной деятельностью. Данное ограничение является временным и действует в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения, если иное не было предусмотрено законодательными актами.

В ст. 26 Закона о нотариате закреплено, что нотариус вправе выступать медиатором в медиации. Дальнейшей конкретизации в нормах данного Закона не содержится.

Организационная инфраструктура.

В соответствие с ч. 1 ст. 13 Закона о нотариате местом осуществления нотариальной деятельности нотариусами являются нотариальные конторы, нотариальные бюро.

В нотариальных конторах, нотариальных бюро должны быть созданы все необходимые условия для надлежащего нотариального обслуживания граждан и юридических лиц, соблюдения нотариальной тайны, а также обеспечения сохранности документов, образовавшихся в результате деятельности нотариусов, до передачи таких документов на хранение в нотариальный архив.

В помещениях нотариальной конторы, нотариального бюро должен быть обеспечен свободный доступ для граждан и представителей юридических лиц на прием к нотариусу.

Сведения о месте нахождения нотариальных контор, нотариальных бюро, времени приема нотариусов размещаются на официальном сайте Белорусской нотариальной палаты в глобальной компьютерной сети Интернет.

Таким образом, тот факт, что на законодательном уровне предусмотрено место осуществления нотариальной деятельности, автоматически устраняет вопрос, касающийся места проведения медиации.

Кроме того, говоря о потенциале развития процедур медиации в нотариальной практике, важно отметить, что современный нотариат предоставляет все возможности, необходимые для соблюдения и полного раскрытия в процедуре медиации ее основополагающих принципов.

Что касается сферы применения медиации, то она достаточно обширна и в зависимости от законодательства того или иного государства может включать в себя разрешение конфликтов практически в любой сфере общественных отношений – от менее тяжких уголовных дел и семейных конфликтов до конфликтов с государственными органами. Сферы применения медиации в Беларуси определяются ст. 2 Закона о медиации. Согласно этой статье медиация применяется для разрешения споров, возникающих из гражданских в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, а также споров, возникающих из трудовых и семейных правоотношений, если иное не предусмотрено законодательными актами или не вытекает из существа соответствующих отношений.

В литературе высказывается мнение, что термин семейная медиация может употребляться в трех значениях. По мнению О.Н.Здрок, во-первых, для обозначения одного из направлений медиативной практики (специализации медиаторов), во-вторых, медиативной технологии, отличной от классической модели и, в-третьих, социального института в рамках национальной системы гражданской юрисдикции.

В первом из указанных значений термин семейная медиация в практике зарубежных государств, как правило, обозначает урегулирование разногласий, возникающих при расторжении брака (определение места проживания детей, установление порядка общения ребенка и отдельно проживающего родителя, определение размера алиментов, раздел общего имущества супругов, распределение долгов). В этой связи в США получил распространение термин «медиация при разводе».

Вместе с тем в современных публикациях начинает доминировать широкое определение предмета семейной медиации как всех семейных споров, в том числе возникающих на стадии оформления семейных отношений (при заключении брачного договора), в процессе совместной жизни супругов, между родителями и детьми (конфликты поколений), между братьями и сестрами по поводу содержания престарелых родителей. В Германии наследственные дела отнесены к семейной медиации.

Далее непосредственно перейдем к направлениям применения медиации в профессиональной деятельности нотариуса.

По нашему мнению, потребность в специальных навыках управления конфликтом, примирения сторон существует в следующих случаях.

V. При возникновении конфликта между обращающимися к нотариусу гражданами:

· при заключении брачного договора;

· при заключении соглашения о разделе совместно нажитого имущества;

· при разделе наследственного имущества;

· при удостоверении наследственных прав;

· при заключении, изменении договора ренты с пожизненным иждивением;

· при удостоверении соглашения об уплате алиментов.

Рассмотрим ситуацию, возникшую на практике, которая, по нашему мнению, могла бы быть разрешена нотариусом.

Фабула спора.

В начале 2016 года между гражданином А. и гражданкой В. возник спор в связи с расторжением брака.

Предметом спора стало содержание детей, раздел денежных средств на счетах в банке, а также иного движимого и недвижимого имущества, нажитого в период брака.

Так, гражданин А. и гражданка В. являлись долгое время супругами и имели четверых совместных детей. Инициатором развода был супруг, так как, по его мнению, брак фактически распался и дальнейшее совместное проживание и ведение общего хозяйства было уже нецелесообразным.

Супруга В. изначально не соглашалась вести какие-либо переговоры, так как считала, что их брак еще можно сохранить. Несмотря на это, ею было инициировано судебное разбирательство о взыскании с супруга алиментов на содержание детей.

О факте подачи иска в суд гражданин А. узнал по месту работы, куда был направлен исполнительный лист. Возникшая ситуация его не устраивала, так как он намеревался урегулировать возникшие вопросы непосредственно с супругой и конфиденциально.

Гражданка В. в свою очередь считала, что ее супруг не намерен обеспечивать детей и в связи с этим занижает размер своих доходов.

Подача иска в суд лишь ухудшила существующие между сторонами отношения. Стали возникать новые конфликты, более того, неоднократно привлекались сотрудники органов внутренних дел.

Вся ситуация сопровождалась высоким эмоциональным накалом. Гражданин А. понимал, что ему с супругой надо было не только договориться о дальнейшем участии в жизни четверых детей, но и обсудить раздел имущества, нажитого в период брака.

Предвидя то, что возникшие споры могут стать предметом судебных разбирательств, а также проанализировав возможную перспективу разрешения спора в судебном порядке, гражданин А. решил попробовать урегулировать спор в процедуре медиации и обратился к медиатору.

Результаты разрешения спора в процедуре медиации.

Так как гражданка В. выражала отказ на предложение супруга урегулировать спор в добровольном порядке без суда, медиатором было принято решение связаться с ней и предложить встретиться предварительно, чтобы стороны могли самостоятельно принять решение о возможности проведения процедуры медиации.

После проведения информационно-оценочной встречи сторон с медиатором было принято решение урегулировать спор во внесудебном порядке и заключено соглашение о применении медиации.

Первая медиативная сессия прошла достаточно эмоционально, но при этом продуктивно. Супруги смогли проговорить всю ситуацию так, как они ее видят.

В процессе переговоров выяснилось, что гражданин А. желает участвовать как в воспитании детей, так и в их содержании. Более того, он предложил уплачивать большую сумму на содержание детей в отличие от той, которая полагалась по закону, при условии, что этот вопрос в суде затрагиваться не будет.

Гражданка В. смогла услышать супруга и пришла к пониманию того, что их брак окончательно распался.

По завершении медиативной сессии медиатор предложил до следующей встречи составить перечень вопросов, которые, по их мнению, необходимо разрешить.

Вторая встреча проходила менее эмоционально. В процессе переговоров стороны договорились по вопросам места жительства детей, порядка общения отца с детьми, определили размер денежных средств, которые будут выплачиваться гражданином А. на содержание детей. Также стороны достигли соглашения об оплате дополнительных расходов на детей (посещение секций, кружков и т.д.).

На третьей медиативной сессии стороны обсудили вопросы раздела имущества, нажитого в период брака. Супруги разделили денежные средства на расчетных счетах и установили доли в праве собственности на недвижимые объекты.

На основании взаимовыгодных договоренностей супруги заключили медиативное соглашение. После этого медиативное соглашение легло в основу брачного договора, который был удостоверен нотариусом.

После того как стороны разрешили вопросы с оформлением прав собственности, гражданкой В. был отозван исполнительный лист о взыскании алиментов с гражданина А. и супруги подали в суд заявление о расторжении брака.

Эта медиация позволила супругам не дойти до суда, сэкономить время, деньги и, что более важно, сохранить дружеские отношения, которые просто необходимы для воспитания общих детей.

VI. При возникновении конфликта между нотариусом и обращающимся к нему гражданином

Применительно к таким случаям законодательством установлено, что лица, в отношении которых были совершены нотариальные действия либо получившие отказ в их совершении, а также лица, интересы которых ущемлены в связи с совершением нотариального действия, в соответствии с ч. 1 ст. 351 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь могут обратиться с жалобой на действия нотариуса.

В последнее время количество таких жалоб возросло. И связано это с тем, что с 10 августа 2015 г. по требованиям о взыскании задолженности по договорам купли-продажи, поставки, подряда, перевозки, возмездного оказания услуг, хранения, неустойки (штрафа, пени) в связи с такой задолженностью, если ее уплата предусмотрена законодательством или договором, нотариусы совершают исполнительные надписи (абз. 25 ч. 1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 366 «О некоторых вопросах нотариальной деятельности» (далее – Указ № 366).

Тем самым сокращен перечень требований, подлежащих рассмотрению в порядке приказного производства (ч. 1 п. 2 Указа № 366, абз. 5 ч. 3 ст. 220 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь).

Совершение исполнительной надписи представляет собой внесудебный порядок взыскания денежных сумм (задолженности) по бесспорным требованиям (преамбула, ч. 2 п. 2 Указа № 366).

Для обращения за совершением исполнительной надписи необходимо, чтобы одновременно (абз. 26 ч. 1 п. 1 Указа № 366):

– взыскателем являлось юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (ИП), но не гражданин;

– задолженность признавалась должником в письменной форме.

Документами, подтверждающими письменное признание должником суммы задолженности, неустойки (штрафа, пеней), являются (абз. 4 ч. 2 п. 25 перечня документов, по которым взыскание производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2006 г. № 1737):

– акт сверки расчетов, подписанный взыскателем и должником и скрепленный печатями (при их наличии);

– ответ на претензию, в котором должник признает обязательство по уплате денежных средств;

– акцептованное платежное требование;

– иной документ, оформленный в соответствии с требованиями законодательства и подписанный уполномоченным лицом.

Обжалование исполнительной надписи нотариуса в экономическом суде – один из способов защиты интересов должника, в отношении которого она совершена. Форма обращения в суд зависит от того, с чем именно он не согласен. При несогласии с процедурой совершения исполнительной надписи подается жалоба на совершение нотариального действия. При наличии спора о праве (например, при несогласии с суммой, взыскиваемой по исполнительной надписи) в суд подается исковое заявление о признании не подлежащим исполнению исполнительного документа, по которому взыскание производится в бесспорном порядке.

Однако, будучи квалифицированным медиатором, нотариус мог сократить число таких ситуаций путем построения грамотных переговоров с обращающимся к нему гражданином. В конечном итоге это позволило бы достичь согласия по спорному вопросу, а также не допустить долгих судебных тяжб и дополнительных расходов сторон.

Для подготовки настоящей статьи нами было проведено социологическое исследование посредством анкетирования нотариусов нотариальной конторы г. Минска.

Цель анкетирования заключалась в том, чтобы выяснить, знакомы ли нотариусы с процедурой медиации, каково их отношение к данной процедуре, допускают ли они ее применение в своей профессиональной деятельности и хотели бы они обучиться и стать медиатором.

Анкета состояла из восьми вопросов следующего содержания:

1. Известно ли Вам, что такое медиация?

2. Считаете ли Вы ее эффективной процедурой по урегулированию правовых и иных споров?

3. Считаете ли Вы возможным применение медиации в нотариальной деятельности?

4. Какие плюсы взаимодействия нотариата и медиации Вы видите?

5. Являетесь ли Вы медиатором?

6. Есть ли у Вас желание стать медиатором и применять медиацию в своей профессиональной деятельности?

7. Были ли у Вас случаи на практике, когда была необходимость проведения медиации для урегулирования спора?

8. Ваши возможные предложения по внедрению медиации в нотариальную деятельность.

Количество опрошенных нотариусов составило 7 человек. Возрастной контингент от 35 лет и старше. Некоторые анкеты были заполнены частично.

Результаты анкетирования показали следующее.

На вопрос о том, известно ли нотариусам, что такое медиация, все семь человек ответили положительно. Кроме того, абсолютное большинство опрошенных считают эту процедуру эффективной по урегулированию правовых и иных споров. Вот высказывание одного из нотариусов: «Эффективная, целесообразная процедура, позволяющая сторонам спора избежать временных и финансовых затрат».

По поводу следующего вопроса, касающегося возможности применения медиации в нотариальной деятельности, стопроцентного положительного результата ответы не дали. У одного из нотариусов возникли сомнения, и он не смог ответить на данный вопрос. Многие же говорили, что они и так, не являясь медиатором и не проходя специального обучения, на протяжении многих лет в своей профессиональной деятельности прибегают к урегулированию конфликтов между обращающимися к ним гражданами. Данная фраза – тому подтверждение: «На практике нотариусы и являются медиаторами при урегулировании споров между сторонами». Кроме того, один из нотариусов также подчеркнул, что медиация в нотариальной деятельности возможна строго в рамках осуществляемых нотариусами нотариальных действий. Например, по жилищным, семейным, брачным вопросам.

На вопрос о том, какие существуют плюсы взаимодействия нотариата и медиации, некоторые нотариусы ответили следующим образом: «уменьшение количества судебных споров, особенно при оформлении наследственных прав», «сокращение временных и финансовых затрат», «решение спорных вопросов без обращения в судебные органы», «быстрое разрешение конфликта». Однако был также и такой ответ: «совершенно полярные субстанции».

Все семь нотариусов, заполнявших анкету, не являются медиаторами. Однако четверо из них хотели бы в будущем ими стать.

У одного из опрашиваемых нотариусов были случаи на практике, когда имела место необходимость проведения медиации для урегулирования спора. Такие ситуации возникали при оформлении наследственных прав, при разделе имущества между бывшими супругами, а также при разрешении вопросов относительно содержания детей.

Последний вопрос анкеты был заполнен одним из семи нотариусов. Он предложил выдавать автоматически при получении свидетельства на право осуществления нотариальной деятельности свидетельство медиатора.

По результатам анкетирования можно сделать выводы о том, что нотариусы знакомы с процедурой медиации, что они считают ее эффективной процедурой по урегулированию споров и допускают ее внедрение в нотариальную деятельность, а также некоторые из нотариусов изъявляют желание получить свидетельство медиатора.

Таким образом, мы приходим к выводам, что:

– для осуществления нотариусом функций медиатора имеются как правовые, так и организационные предпосылки;

– при проведении процедуры медиации будут соблюдаться ее основополагающие принципы;

– навыки медиатора будут содействовать нотариусу при разрешении конфликта как между обратившимися сторонами, так и между самим нотариусом и обратившимся гражданином;

– необходимо закрепить в Законе о нотариате, что нотариусы могут проводить медиацию по гражданским делам;

– опрошенные нотариусы считают медиацию эффективной процедурой по урегулированию споров и допускают ее внедрение в нотариальную деятельность.

Несомненно, сегодня возникает гораздо больше конфликтов, чем судебная система способна разрешить. Но людей всегда будет больше привлекать быстрый и, самое главное, дешевый способ разрешения спора. Внеюрисдикционные способы урегулирования споров, такие как медиация, активно востребованные в древние времена, сегодня, найдя свою нишу в правовой системе, приобретают все большую популярность.

Нотариальная деятельность и медиация идут рука об руку, так как их целью является сокращение количества споров между гражданами.

Нотариат по своей сути всегда являлся образцом «бесспорной юрисдикции». При совершении любого нотариального действия нотариус обязан выяснить истинную волю сторон и разъяснить сторонам последствия заключаемых ими сделок, чтобы незнание закона или заблуждение относительно сути заключаемой сделки не могли привести в дальнейшем к спорам и конфликтам. К сожалению, зачастую на прием к нотариусу граждане обращаются, когда уже находятся в какой-либо стадии конфликта (спор о порядке воспитания и содержания общих несовершеннолетних детей). Тогда нотариус ведет разговор между сторонами, сглаживает и нейтрализует разногласия, формулирует и передает информацию участникам в приемлемом для них виде, что позволяет облегчить процесс переговоров, а также достигнуть компромисса.

Предрасположенность нотариуса к медиации отражается и в правовом регулировании института нотариата. Так, в ст. 5 Закона о нотариате закрепляются принципы профессиональной деятельности нотариуса, которые соотносятся с принципами медиации, – беспристрастность, независимость, конфиденциальность. Это показывает очевидную перспективность внедрения медиативных техник и наработок в нотариальную деятельность.

По нашему мнению, возможность применения примирительных технологий в нотариальной деятельности реальна и осуществима. А распространение медиации через взаимодействие с внеюрисдикционными органами является наиболее правильным. Потому как в данных структурах многое заложено, что можно использовать для активного продвижения медиации. А то, что развитие примирительных технологий необходимо и не подлежит сомнению, свидетельствует успешная практика зарубежных стран, интерес многих ученых к исследованию и преображению медиативных технологий.

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.