Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 19.04.2024
Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

ДЕКРЕТ № 7:
вопросы, затрагивающие сферу организации трудовых отношений

МИЛЬЯНЕНКО В.В.

 

23 ноября Глава государства подписал Декрет № 7 «О развитии предпринимательства» – документ, который ожидали, без преувеличения, очень многие субъекты хозяйствования частной формы собственности. Комплекс правовых положений, содержащихся в нем, имеет весьма широкий спектр действия: Декрет № 7 предусматривает кардинальное изменение механизмов взаимодействия госорганов и бизнеса, минимизирует вмешательство должностных лиц в работу предприятий, усиливает механизмы саморегулирования бизнеса, его ответственность за свою работу перед обществом. При этом, как комментируют в белорусском Правительстве, сохраняется минимально необходимый уровень контроля со стороны государства. Важно отметить, что в каждом из республиканских органов государственного управления видят позитивные перспективы применения законодательного акта. Так, в Министерстве экономики надеются на то, что новые условия ведения бизнеса привлекут в отечественную экономику дополнительные ресурсы. Правоохранительные органы указывают на то, что Беларусь максимально откажется от назначения наказания в виде лишения свободы за экономические преступления, а отдельные их составы будут переведены из категорий тяжких в менее тяжкие или не представляющие большой общественной опасности. Министр труда и социальной защиты Ирина Костевич выражает уверенность в том, что принятый документ активизирует создание рабочих мест…

Каким будет результат, покажет практика применения Декрета. Сегодня же бесспорным представляется, что во многом результат зависит от того, насколько полно и правильно субъекты хозяйствования поймут и будут применять принятые нормы. А среди них и те, что затрагивают сферу организации трудовых отношений.

Общие принципы и подходы

Для начала работы с Декретом № 7 необходимо понять: этот законодательный акт содержит в себе не только «набор» конкретных положений и предписаний на самые разные случаи предпринимательской деятельности, но также, что не менее важно, устанавливает принципы взаимодействия государственных органов, иных госорганизаций и их должностных лиц с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Почему это важно? Потому что государство недвусмысленно и открыто декларирует политику масштабной либерализации предпринимательской деятельности, что помимо конкретных «бонусов» сегодня формирует позитивную установку на завтра, а именно уверенность бизнеса в перспективах собственного развития и в целом в отношении государства к субъектам хозяйствования частной формы собственности.

Такое взаимодействие должно основываться на девяти основных принципах:

– презумпции добросовестности субъектов хозяйствования;

– саморегулирования бизнеса и минимизации вмешательства государственных органов, их должностных лиц в предпринимательскую и иную экономическую деятельность субъектов хозяйствования;

– сочетания заявительного принципа государственной регистрации субъектов хозяйствования и уведомительного порядка начала осуществления отдельных видов экономической деятельности;

– необходимости получения специального разрешения (лицензии) только для осуществления экономической деятельности, потенциально сопряженной с угрозами причинения вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан;

– приоритетной направленности работы контролирующих (надзорных) органов на профилактику правонарушений, а не исключительно на привлечение к ответственности за совершенные субъектами хозяйствования нарушения;

– персонализации ответственности руководителя за надлежащую организацию деятельности субъекта хозяйствования, исключающую причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан;

– соразмерности наказания характеру правонарушения, совершенного субъектом хозяйствования, и наступившим в результате его совершения последствиям;

– максимального использования информационных технологий во всех процессах взаимодействия государственных органов, их должностных лиц и субъектов хозяйствования;

– открытости и доступности для субъектов хозяйствования текстов нормативных правовых актов, в т.ч. текстов обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов, регулирующих порядок и условия осуществления экономической деятельности.

Декретом № 7 утверждены требования в части пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического состояния, охраны окружающей среды и ветеринарии:

• общие требования пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования;

• общие санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования;

• общие требования в области охраны окружающей среды к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования;

• общие требования в области ветеринарии к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования.

Еще одним документом, который содержит Декрет № 7, является перечень видов экономической деятельности, о начале осуществления которых субъектом хозяйствования представляется уведомление в местный исполнительный и распорядительный орган.

Упрощаются требования к работе на транспорте

В соответствии с подпунктом 4.5 пункта 4 Декрета № 7 субъекты хозяйствования при осуществлении транспортной деятельности теперь будут вправе допускать к выполнению международных автомобильных перевозок грузов водителей, получивших право управления механическими транспортными средствами или составами транспортных средств соответствующей категории, независимо от стажа работы в качестве водителя транспортных средств или составов транспортных средств соответствующей категории. Напомним, ранее для этого водителю требовался двухлетний стаж работы по соответствующей категории (абз. 4).

Кроме того, Декретом № 7 разрешено производить контроль состояния водителей механических транспортных средств перед выездом в рейс при допуске к выполнению международной автомобильной перевозки грузов с использованием приборов, предназначенных для определения концентрации паров абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе, и экспресс-тестов (тест-полосок, экспресс-пластин), предназначенных для определения наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических и других одурманивающих веществ, без проведения предрейсовых и иных медицинских обследований. Как говорится в подстрочном комментарии к данной норме, контроль состояния водителей механических транспортных средств производится на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических и других одурманивающих веществ.

Налогообложение и труд иностранных граждан

До 2020 г. не допускается повышение налоговых ставок и введение новых налогов, сборов (пошлин). Такой подход к формированию налоговой политики обозначен законодателем в подпункте 5.1 пункта 5 Декрета № 7. Исключением из этого правила станут случаи, когда соответствующие обязательства Республики Беларусь предусмотрены международными договорами, а также индексации налоговых ставок, установленных в белорусских рублях (в целях адаптации последних к инфляционным процессам).

Субъектам хозяйствования с момента вступления в силу Декрета № 7 (т.е. с 26 февраля 2018 г.) разрешается использовать труд иностранных граждан или лиц без гражданства, не имеющих разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, являющихся победителями (лауреатами) национальных (международных) конкурсов, отмеченных наградами в сфере их профессиональной деятельности, без получения разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы и специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь в отношении указанных иностранных граждан и лиц без гражданства.

 

Справка.

Форма заявления о выдаче разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 февраля 2006 г. № 144.

Обращение с отходами производства для ИП станет проще

Как закреплено в подпункте 5.7 пункта 5 Декрета № 7, индивидуальные предприниматели и микроорганизации при осуществлении экономической деятельности, включенной в перечень видов экономической деятельности, о начале осуществления которых субъектом хозяйствования представляется уведомление в местный исполнительный и распорядительный орган, вправе не назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами, не разрабатывать (не утверждать) инструкции по обращению с отходами производства и нормативы их образования, а также не вести учет отходов и не проводить их инвентаризацию.

Ответственность руководителей повышается

Согласно нормативному правовому предписанию пункта 6 Декрета № 7 непринятие руководителем юридического лица необходимых мер по надлежащей организации деятельности этого юридического лица в соответствии с установленными законодательством требованиями, повлекшее причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан, если в этом деянии нет состава иного административного правонарушения или состава преступления, влечет наложение штрафа в размере от десяти до двухсот базовых величин.

Вероятно, в ближайшее время будут подготовлены разъяснения приведенной нормы, которые исключат некоторую неопределенность в части понимания понятий «надлежащая организация», «причинение вреда интересам» и пр.

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ:
обязанности руководителей и работников

Общие требования пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования (далее – Общие требования пожарной безопасности), в числе иных положений устанавливают (в главе 2) обязанности руководителей (должностных лиц), работников субъектов хозяйствования.

Так, в соответствии с пунктом 3 Общих требований пожарной безопасности руководитель субъекта хозяйствования обязан обеспечить:

• соблюдение и контроль выполнения требований пожарной безопасности на объекте;

• работоспособность и исправность средств противопожарной защиты и пожаротушения, противопожарного водоснабжения, связи, защиты от статического электричества, наружных пожарных лестниц, ограждений крыш зданий, а также постоянную готовность к применению этих средств.

Кроме того, именно на руководителей субъектов хозяйствования ложится обязанность организовать:

– разработку инструкций по пожарной безопасности в соответствии с Общими требованиями пожарной безопасности;

– подготовку работников по программам пожарно-технического минимума, определяемым Министерством по чрезвычайным ситуациям (МЧС), и проведение противопожарных инструктажей, а также обучение работников мерам пожарной безопасности;

– проведение технологических процессов в соответствии с эксплуатационной и технологической документацией;

– информирование работников о состоянии пожарной безопасности субъекта хозяйствования;

– наличие стендов с информацией о пожарной безопасности и их своевременное обновление (данное требование не распространяется на индивидуальных предпринимателей и микроорганизации);

– уборку территории от сухой растительности и горючих отходов.

За руководителем, в свою очередь, признается право назначить лиц, ответственных за пожарную безопасность субъекта хозяйствования (его структурных подразделений), которые обязаны обеспечить:

• пожарную безопасность и противопожарный режим на закрепленных за ними объектах;

• содержание в работоспособном и исправном состоянии средств противопожарной защиты и пожаротушения, противопожарного водоснабжения, связи, защиты от статического электричества, наружных пожарных лестниц, ограждений крыш зданий;

• подготовку работников по программам пожарно-технического минимума, определяемым Министерством по чрезвычайным ситуациям, и проведение противопожарных инструктажей, а также обучение работников мерам пожарной безопасности.

Такие работники должны будут информировать руководителя обо всех обнаруженных нарушениях требований пожарной безопасности и противопожарного режима и незамедлительно принимать меры по их устранению.

Декрет № 7 в пункте 5 Общих требований пожарной безопасности определяет действия руководителя (должностного лица) субъекта хозяйствования в случае возникновения пожара. В частности, руководитель (должностное лицо) субъекта хозяйствования до прибытия пожарных аварийно-спасательных подразделений обязан:

– организовать передачу сообщения о пожаре в пожарные аварийно-спасательные подразделения;

– вызвать при необходимости скорую медицинскую помощь, а также аварийные службы;

– принять незамедлительные меры по обеспечению эвакуации людей и ограничению распространения пожара (вплоть до остановки оборудования);

– организовать выполнение действий, предусмотренных инструкциями по пожарной безопасности.

Уже по прибытии на пожар пожарных аварийно-спасательных подразделений руководитель субъекта хозяйствования либо его должностное лицо обязаны предоставить доступ на территорию и в помещения работникам этих подразделений, а также сообщить им сведения о месте пожара и наличии (возможности наличия) людей на объекте; о мерах, предпринятых для ликвидации пожара, и людях, занятых ликвидацией очагов горения; о наличии взрывопожароопасных материалов, баллонов с газом, легковоспламеняющихся жидкостей, горючих жидкостей.

В соответствии с подпунктом 5.4 пункта 5 Общих требований пожарной безопасности на основании причин и условий, способствовавших возникновению пожара, руководитель (должностное лицо) субъекта хозяйствования организует разработку и выполнение мероприятий по их исключению в дальнейшем.

Одновременно Декретом № 7 устанавливаются требования пожарной безопасности к работникам субъекта хозяйствования. Так, согласно пункту 6 рассматриваемого документа каждый работник субъекта хозяйствования обязан:

• знать требования пожарной безопасности, соблюдать противопожарный режим субъекта хозяйствования;

• не совершать действий, которые могут привести к возникновению пожара;

• уметь применять первичные средства пожаротушения (огнетушители, немеханизированный ручной пожарный инструмент, емкости с запасом воды, полотнище противопожарное) и средства самоспасения;

• незамедлительно приступить к эвакуации при срабатывании систем оповещения о пожаре и управления эвакуацией либо при поступлении иной информации о пожаре.

При обнаружении пожара обязанности работников заключаются в том, чтобы незамедлительно сообщить по телефону 101 или 112 либо непосредственно в пожарное аварийно-спасательное подразделение адрес и место пожара, а также принять возможные меры по оповещению людей и их эвакуации, а также тушению пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения.

Внимание, огневые работы!

Уже из одного только определения огневых работ становится понятно, почему именно им в главе 6 Общих требований пожарной безопасности уделено такое серьезное внимание. Итак, под огневыми работами для целей применения положений Декрета № 7 понимаются работы повышенной опасности, связанные с применением открытого огня, искрообразованием и нагреванием до температур, способных вызвать воспламенение материалов и конструкций (электро- и газосварочные работы, газо-, электро-, бензорезка, работы по разогреву битума, нагреву деталей открытым пламенем, применение факелов, горелок).

В Общих требованиях пожарной безопасности в связи с этим закреплено, что места проведения огневых работ могут быть постоянными, организуемыми в специально оборудованных для этих целей цехах, мастерских или на открытых площадках, а также временными, когда работы проводятся вне специально отведенных и оборудованных для этих целей производственных помещений, участков, открытых площадок.

Огневые работы на временных местах разрешается проводить только при наличии оформленного наряда-допуска, выданного руководителем организации, индивидуальным предпринимателем или лицом, имеющим право выдачи наряда-допуска. Перечень должностей, имеющих право выдачи наряда-допуска, определяется руководителем организации, индивидуальным предпринимателем (за исключением аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям).

 

Справка.

Форма и порядок оформления наряда-допуска определяются МЧС.

 

При проведении огневых работ на объекте сторонней организацией ответственным за проведение огневых работ лицом является специалист данной организации, что фиксируется в наряде-допуске.

Руководитель подразделения организации, индивидуальный предприниматель, на объектах которых проводятся огневые работы сторонней организацией, ИП, должны проверить наличие и действие талона о прохождении пожарно-технического минимума у лица, ответственного за проведение огневых работ.

К проведению огневых работ, в т.ч. работ с применением метилацетиленалленовой фракции, допускаются лица, имеющие соответствующую квалификацию по профессии, прошедшие соответствующую профессиональную подготовку.

Здесь же определены условия, при которых не допускается проведение огневых работ, а также виды иных работ, которые не могут проводиться одновременно с огневыми. Так, согласно пункту 35 Общих требований пожарной безопасности проведение огневых работ не допускается:

– при неисправном оборудовании для проведения работ;

– на свежеокрашенных поверхностях оборудования, конструкций;

– на емкостных сооружениях, коммуникациях, заполненных горючими и токсичными веществами;

– на оборудовании, находящемся под давлением или электрическим напряжением;

– на элементах зданий, выполненных из легких металлических конструкций с горючими и трудногорючими утеплителями;

– одновременно с устройством гидроизоляции и пароизоляции на кровле, монтажом панелей с горючими и трудногорючими утеплителями, наклейкой покрытий полов и отделкой помещений с применением горючих лаков, клеев, мастик и других горючих материалов;

– при отсутствии на месте проведения работ средств пожаротушения.

На объектах дошкольного и общего среднего образования не допускается проведение огневых работ в помещении при наличии в указанных помещениях детей, а также при проведении массовых мероприятий.

Во время проведения огневых работ в цехе, помещении, на наружной установке не допускается:

• проведение окрасочных работ;

• выполнение операций по сливу (наливу) горючих жидкостей в резервуарах, расположенных в одном обваловании;

• проведение других работ, которые могут привести к возникновению взрывов и пожаров из-за загазованности или запыленности мест, где проводятся огневые работы.

Проведение огневых работ на действующих взрыво- и взрывопожароопасных объектах допускается в исключительных случаях, когда эти работы невозможно проводить в специально отведенных местах, как правило, в дневное время суток бригадой исполнителей в составе не менее 2 человек.

Площадки, металлоконструкции, конструктивные элементы зданий, находящиеся в зоне проведения огневых работ, должны быть очищены от взрыво-, взрывопожаро- и пожароопасных продуктов на расстояние не менее расстояния разлета искр. На месте проведения огневых работ должны быть приняты меры по недопущению разлета искр за пределы зоны проведения огневых работ.

Сливные воронки, выходы из лотков и другие устройства, связанные с канализацией, в которых могут быть горючие газы и пары, должны быть перекрыты, монтажные проемы и незаделанные отверстия в перекрытиях и стенах – закрыты негорючим материалом.

Место проведения огневых работ должно быть обеспечено первичными средствами пожаротушения, виды и количество которых определяются лицом, ответственным за подготовку огневых работ, а при наличии в здании внутреннего противопожарного водопровода от ближайшего пожарного крана прокладывается рукавная линия.

Перед началом, после каждого перерыва и во время проведения огневых работ должен осуществляться контроль за состоянием загазованности воздушной среды углеводородами в емкостных сооружениях, трубопроводах, резервуарах и технологическом оборудовании, на которых проводятся огневые работы, и в опасной зоне производственного помещения (территории). В случае повышения содержания горючих веществ в опасной зоне или технологическом оборудовании до предельно допустимых значений огневые работы должны быть немедленно прекращены.

После окончания работы или при перерывах в работе на постоянных местах огневых работ газовое оборудование должно быть отключено, а шланги – отсоединены и освобождены от горючих жидкостей и горючих газов.

Огневые работы должны быть немедленно прекращены при обнаружении отступлений от требований, несоблюдении мер безопасности и специальных требований к видам огневых работ, возникновении опасной ситуации, по требованию лиц контролирующих служб организации, должностных лиц органов, уполномоченных на осуществление контроля (надзора).

Баллоны с газом, устанавливаемые в помещениях, должны находиться на расстоянии не менее 1 метра от радиаторов отопления и других отопительных приборов и печей и не менее 5 метров от источников тепла с открытым огнем.

Проведение огневых работ на объектах организации, на которых обращаются легковоспламеняющиеся, горючие жидкости, горючие газы, допускается не ближе:

– 100 метров – от железнодорожных сливоналивных эстакад (площадок налива (слива) в автоцистерны) при производстве операций слива (налива);

– 50 метров – от железнодорожных сливоналивных эстакад (площадок налива (слива) в автоцистерны) при отсутствии операций слива (налива);

– 40 метров – от наружных установок, зданий, сооружений, газокомпрессорных, действующего оборудования, емкостных сооружений, газгольдеров, резервуарных и емкостных парков, отдельных резервуаров и емкостей, содержащих легковоспламеняющиеся, горючие жидкости, горючие газы;

– 20 метров – от канализационных колодцев и стоков, гидравлических затворов и сливных трапов канализации, приямков ливнеприемников, узлов, задвижек и возможных мест утечки горючего продукта.

В случае расположения канализационных колодцев и стоков ближе указанного расстояния крышки колодцев следует засыпать слоем песка (земли) толщиной не менее 0,1 метра.

В исключительных случаях при невозможности соблюдения указанных расстояний проведение огневых работ допускается только при разработке и реализации комплекса дополнительных мер по исключению возможности возникновения пожара.

План эвакуации – обязательно

В пункте 45 Общих требований пожарной безопасности определено, что при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны планы эвакуации людей при пожаре для каждого этажа здания, сооружения.

План эвакуации утверждается руководителем субъекта хозяйствования по форме, определяемой МЧС, и размещается на видном месте.

Знание – не только сила, но и жизнь

Глава 9 Общих требований пожарной безопасности закрепляет подходы к порядку проведения противопожарного инструктажа и проверки знаний работников по пожарной безопасности. В частности, положения пункта 58 требуют, чтобы порядок подготовки работников по вопросам пожарной безопасности и проверки их знаний в данной сфере, включая порядок проведения противопожарного инструктажа, порядок проведения подготовки по программе пожарно-технического минимума, категории работников, подлежащих обязательной подготовке по этой программе, определялись МЧС.

А вот порядок организации подготовки по программе пожарно-технического минимума, проверки полученных знаний, умений и навыков, категории работников, подлежащих обязательной подготовке, место, периодичность проведения подготовки и лица, ответственные за ее организацию (проведение), определяются приказом руководителя субъекта хозяйствования.

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ:
в приоритете чистота и порядок

Общие санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования (далее – Общие санитарно-эпидемиологические требования), утвержденные Декретом № 7, призваны обеспечить безопасность и безвредность для человека условий деятельности субъектов хозяйствования, производимой ими продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг.

К размещению и устройству объектов предъявляются следующие санитарно-эпидемиологические требования:

• при осуществлении трудового процесса должно быть обеспечено соблюдение гигиенических нормативов по параметрам факторов производственной среды;

• в производственных помещениях, санитарно-бытовых помещениях объектов следует предусмотреть естественную и (или) механическую системы вентиляции в соответствии с характером производства (оказываемых услуг). Попадание воздушного потока системы вентиляции из загрязненной зоны в чистую зону не допускается.

Вентиляционные системы должны находиться в исправном состоянии и чистоте. На все действующие и вновь принимаемые в эксплуатацию вентиляционные установки обязательно наличие паспортов. Определение эффективности работы вентиляционных установок необходимо проводить не реже одного раза в 3 года;

• естественное и искусственное освещение помещений и рабочих мест объектов должно соответствовать характеру труда и разряду зрительных работ.

Остекление оконных проемов должно быть целостным, осветительные приборы и защитную арматуру требуется содержать в исправном состоянии и чистоте;

• объекты обеспечиваются холодным и горячим водоснабжением.

Водоснабжение объекта должно осуществляться из централизованной сети хозяйственно-питьевого водоснабжения. При ее отсутствии объекты следует обеспечить нецентрализованным водоснабжением.

Системы холодного и горячего водоснабжения объектов должны обеспечивать подачу воды, соответствующей установленным гигиеническим нормативам;

• оборудование систем водоотведения объектов должно соответствовать предназначенной цели и обеспечивать полное удаление сточных вод. Система водоотведения должна быть в исправном состоянии;

• помещения объектов должны быть оборудованы туалетами для работников (при необходимости – для посетителей). Допускается наличие одного туалета для работников и посетителей. В туалетах должны быть созданы условия для соблюдения личной гигиены.

В местах размещения нестационарных объектов общественного питания, нестационарных торговых объектов должны функционировать общественные или биотуалеты.

При отсутствии централизованной системы водоотведения объектов в сельской местности необходимо устроить надворные туалеты с водонепроницаемым выгребом или установить биотуалеты, которые должны находиться на расстоянии не менее 20 метров от производственных помещений объекта.

Туалеты и (или) биотуалеты необходимо содержать в исправном состоянии и чистоте.

Требования к оборудованию и содержанию производственных помещений объектов

На объектах по производству, реализации и хранению пищевой продукции, как это следует из пункта 28 Общих санитарно-эпидемиологических требований, не допускается:

– устройство подвесных линий сетей канализации с производственными и бытовыми стоками над рабочими местами и технологическим оборудованием;

– размещение раздевалок для персонала в производственных помещениях;

– хранение в производственных помещениях объектов личной одежды и обуви работников, других веществ и материалов, не использующихся при производстве продукции, в т.ч. моющих и дезинфицирующих средств (за исключением моющих и дезинфицирующих средств, необходимых для обеспечения текущей мойки и дезинфекции производственных помещений и оборудования).

Ремонт оборудования во время производственного цикла проводится при условии его ограждения.

Пункт 29 Общих санитарно-эпидемиологических требований требует того, чтобы при организации постоянных рабочих мест в производственных помещениях было обеспечено естественное освещение, если иное не предусмотрено требованиями технологии. В производственных помещениях без естественного освещения для отдыха работников должны предусматриваться места с естественным освещением. При этом коэффициент естественной освещенности не должен быть менее 0,5 %.

Оборудование, являющееся источником интенсивного выделения тепла, влаги и вредных веществ, должно максимально герметизироваться и снабжаться приточно-вытяжной вентиляцией с устройством местных вытяжных отсосов.

Все работы, связанные с тепловым облучением на рабочих местах, просеиванием муки, сахарной пудры и других сыпучих продуктов, должны проводиться при включенной приточно-вытяжной или местной вытяжной вентиляции.

Машины, аппараты и другое оборудование, являющиеся источниками пыли, должны быть укрыты, уплотнены и снабжены аспирационными устройствами, исключающими поступление пыли в воздушную среду производственных помещений.

На рабочих местах в производственных помещениях, где по условиям технологии производства полы постоянно мокрые или холодные, для работников должны предусматриваться подножные решетки (подставки).

Работники, занятые на производстве с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ), в т.ч. специальной защитной одеждой, СИЗ ног, смывающими и обезвреживающими средствами.

Производственные и санитарно-бытовые помещения объектов должны оборудоваться умывальными раковинами для мытья рук с подводкой горячей и холодной проточной воды, со стационарным смесителем, а также дозатором с жидким мылом и при необходимости средством дезинфекции для обработки рук, полотенцами разового пользования или устройством для сушки рук.

Санитарно-эпидемиологические требования к оборудованию и содержанию объектов, осуществляющих ремонт и техническое обслуживание транспортных средств

Согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в главе 6 Общих санитарно-эпидемиологических требований, при осуществлении ремонта и технического обслуживания транспортных средств электрогазосварочные работы необходимо выполнять на сварочных постах, оборудованных стационарными или переносными ограждениями и местной вытяжной вентиляцией. Место проведения сварочных работ должно быть ограждено защитными экранами.

Проведение окрасочных работ, в т.ч. пульверизационным способом, должно осуществляться в изолированном помещении, оборудованном приточно-вытяжной вентиляцией, или в окрасочной камере, оборудованной вытяжной вентиляцией. Участок для приготовления красок должен быть оборудован приточно-вытяжной вентиляцией.

При ремонте резинотехнических изделий с использованием клеевых составов работы должны проводиться на рабочем месте, оборудованном местной вытяжной вентиляцией.

При организации ремонта транспортных средств в объектах, расположенных на территории гаражных кооперативов и в гаражах на территории усадебной жилой застройки, окрасочные работы должны проводиться с соблюдением установленных санитарно-гигиенических требований к проведению данных работ.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ВЕТЕРИНАРИИ:
инструкции – на всех рабочих местах

Общие требования в области ветеринарии распространяются на вопросы содержания и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных принадлежащих субъектам хозяйствования объектов, на которых осуществляется деятельность по содержанию, выращиванию, убою сельскохозяйственных животных, производству, хранению и переработке продовольственного сырья и продуктов животного происхождения, производству и хранению кормов и кормовых добавок, производству и реализации ветеринарных препаратов.

Пунктом 19 Общих требований в области ветеринарии определено, в частности, что на таких объектах должны быть обеспечены условия для соблюдения персоналом правил личной гигиены.

На рабочих местах должны иметься утвержденные инструкции по санитарной обработке оборудования и инвентаря.

Законодательство будет приводиться в соответствие с Декретом № 7

Пересмотр условий осуществления предпринимательской деятельности, который влечет за собой Декрет № 7, потребует также приведения в соответствие с ним действующей в настоящее время в стране нормативной базы. Этот процесс, по мнению экспертов, может занять довольно продолжительный период времени. Так, заместитель директора Департамента по предпринимательству Министерства экономики Республики Беларусь Дмитрий Красовский предполагает, что этот период может составлять до трех лет. По его же словам, белорусское Правительство уже ведет разработку соответствующего комплекса мер по реализации Декрета № 7. Самые срочные и простые изменения будут реализованы уже в январе–феврале 2018 г.

В заключение стоит отметить тот факт, что Декрет № 7 является хоть и ключевым, но не единственным документом в пакете по либерализации предпринимательской деятельности в Республике Беларусь. С точки зрения анализа и применения нововведений в области трудовых и связанных с ними отношений интерес представляют и иные нормативные правовые акты, принимавшиеся в последнее время.

Так, с 12 января вступает в силу Указ Президента Республики Беларусь от 9 октября 2017 г. № 365 «О развитии агроэкотуризма», разработанный и принятый в целях создания благоприятных условий для развития агроэкотуризма, улучшения условий жизни граждан в сельской местности, малых городских поселениях и совершенствования сельской инфраструктуры. В документе, к примеру, реализована возможность привлекать по трудовым договорам родственников, чего прежде делать было нельзя. Как отмечают специалисты, такой шаг позволит трудоустраивать людей и полноценно оформлять свой семейный бизнес.

«Бюллетень Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» будет отслеживать изменения в правовой базе, обусловленные принятием комплекса документов по либерализации предпринимательской деятельности, и оперативно информировать своих читателей о происходящем.

 

Материал подписан в печать 22.12.2017

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.