Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 25.04.2024
Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

КОММЕНТАРИЙ К ПОСТАНОВЛЕНИЮ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 14 ДЕКАБРЯ 2016 г. № 1021 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 15 МАРТА 2012 г. № 229»

АМЕЛЬЧЕНЯ Ю.А.,

доцент кафедры гражданского и хозяйственного права

Академии управления при Президенте Республики Беларусь,

кандидат юридических наук, медиатор

 

 

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 28 декабря 2016 г.

 

Сфера закупок за счет собственных средств в очередной раз подверглась корректировке.

С 21 декабря 2016 года вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.12.2016 № 1021 «О внесении изменений и дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229» (далее – постановление № 1021), которым предусмотрен ряд положений, изменяющих постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (в ред. от 07.10.2016, далее – постановление № 229).

Часть изменений носит технический характер и обусловлена, во-первых, принятием Указа Президента Республики Беларусь от 03.06.2016 № 188 «Об органах антимонопольного регулирования и торговли», в соответствии с которым с 08.09.2016 Министерство торговли Республики Беларусь переименовано с соответствующим расширением компетенции в Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.

Также поскольку с 1 января 2016 г. Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 007-2007 «Промышленная и сельскохозяйственная продукция», утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.06.2007 № 36 «Об утверждении и введении в действие Общегосударственного классификатора Республики Беларусь», утратил силу, то одной из причин необходимости внесения изменений в постановление № 229 как раз и было приведение в соответствие кодов ранее действовавшего и ныне действующего классификаторов (а именно общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.12.2012 № 83 в ред. от 08.10.2015) в постановлении № 229. Так, код классификатора ОКРБ 007-2007 по классу 29.42 «Станки для обработки металлов» заменен на код 28.41 «Станки для обработки металлов» общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 007-2012.

Постановлением № 229 установлены особенности приобретения товаров из приложения 3 стоимостью свыше 2000 базовых величин. Так, к участию в процедурах закупок допускаются поставщики, предлагающие товары, происходящие из Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Народной Республики Бангладеш, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Украины и Швейцарской Конфедерации.

Постановлением № 1021, в свою очередь, уточнен порядок подтверждения происхождения товаров, который в равной степени действует исходя из нормы как для конкурентных процедур закупок, так и для закупки из одного источника, и зависит от того, с территории какого государства происходит товар. Так, документом, подтверждающим страну происхождения такого товара, является выданный не ранее чем за шесть месяцев до дня подачи предложения в случае проведения конкурентных процедур закупок или дня заключения договора при проведении закупки с применением процедуры закупки из одного источника:

для товаров, происходящих из Республики Беларусь, – сертификат продукции (работ, услуг) собственного производства, выдаваемый Белорусской торгово-промышленной палатой, или документ о происхождении товара, выдаваемый Белорусской торгово-промышленной палатой в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года. Указанный документ выдается по форме сертификата о происхождении товаров, установленной названными Правилами, и заполняется в порядке, определенном ими для сертификатов о происхождении товаров, с учетом особенностей, устанавливаемых Министерством антимонопольного регулирования и торговли (можно предположить, что такие особенности как раз установлены на основании постановления Министерства торговли Республики Беларусь от 06.07.2016 № 25 «О заполнении сертификата формы СТ-1 для целей проведения процедур закупок за счет собственных средств»);

для товаров, происходящих из государств – участников Содружества Независимых Государств (кроме Республики Беларусь), – документ о происхождении товара, выдаваемый уполномоченными органами (организациями) этих государств в соответствии с Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года;

для товаров, происходящих из государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, – сертификат о происхождении товара (документ, его заменяющий), выдаваемый уполномоченным органом (организацией) этих государств.

В приведенной выше норме обратим внимание на срок действия документа, подтверждающего страну происхождения товара, а именно не как в постановлении № 229 – выданный не ранее чем за 6 месяцев до дня выдачи данного документа сертификат, а должен быть выдан не ранее чем за шесть месяцев до дня подачи предложения или дня заключения договора на закупку (для закупки из одного источника).

Несоблюдение данного требования к сроку действия документа, подтверждающего страну происхождения товара, означает неподтверждение факта происхождения товара для целей приобретения товаров из приложения 3 к постановлению № 229.

Постановлением № 229 также предусмотрено, что в случае закупки товаров из приложения 3 к постановлению № 229, происходящих не из указанных выше государств, стоимостью свыше 2000 базовых величин поставщики, предлагающие такие товары, допускаются к участию в процедурах закупки после согласования такого участия с Комиссией по вопросам промышленной политики.

Постановлением № 1021 уточнено в этой части, что заявление, подаваемое в названную комиссию, должно содержать обоснование необходимости закупки товаров, производимых в государствах, не указанных выше, содержащее информацию о таких товарах и стоимости закупки. Иными словами, в сравнении с нормой в постановлении № 229 уточненная норма в постановлении № 1021 не требует в обосновании указывать и подтверждать факт отсутствия производства товаров из приложения 3 к постановлению № 229, происходящих из Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Народной Республики Бангладеш, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Украины и Швейцарской Конфедерации.

Постановление № 229 распространяет свое действие на республиканские унитарные предприятия, государственные органы, государственные объединения, иные юридические лица, имущество которых находится в республиканской собственности, либо хозяйственные общества, в уставных фондах которых более 25 процентов акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности, за исключением операторов сотовой подвижной электросвязи, осуществляют закупки, за исключением государственных закупок, товаров (работ, услуг) в соответствии с постановлением № 229, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь (подп. 1.1 п. 1 постановления № 229).

Одновременно нормы постановления № 229 не применяются при осуществлении закупок за счет собственных средств в случаях, предусмотренных в приложении 1 к постановлению № 229.

Содержание данного приложения 1 скорректировано следующим образом.

Пункт 12 приложения 1 к постановлению № 229 приведен в соответствие с нормами антимонопольного законодательства, поскольку случай в названном пункте, когда не применяется постановление № 229, касается закупок товаров (работ, услуг), производство (выполнение, оказание) которых осуществляется субъектами естественной и государственной монополий, а не субъектами правомерных монополий, существовавших до принятия Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».

Пункт 44 приложения 1 к постановлению № 229 скорректирован таким образом, что его действие касается не только региональных и отраслевых программ, а государственных и иных программ, формируемых и утверждаемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Тем самым перечень таких программ расширен.

Так, исходя из постановления № 1021 действие постановления № 229 не распространяется на закупки товаров, произведенных в результате выполнения мероприятий по освоению производства продукции в рамках государственных и иных программ, формируемых и утверждаемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь, в течение пяти лет после освоения их производства. Информация о таких товарах ежегодно размещается республиканскими органами (организациями), внесшими проекты государственных программ в Совет Министров Республики Беларусь или утвердившими иные программы в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» на сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен».

Также приложение 1 к постановлению № 229 дополнено новым случаем, когда постановление № 229 не применяется, а именно случай осуществления закупок товаров (работ, услуг), связанных с организацией и обеспечением деятельности органов принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов.

Таким образом, изменения в сфере законодательства о закупках за счет собственных средств следует учитывать большей частью при закупках товаров из приложения 3 к постановлению № 229 и учитывать порядок представления документов, подтверждающих происхождение товаров для целей допуска к участию участников.

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.