Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 29.03.2024
Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВКЛЮЧЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В РЕЕСТР КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ С ПОВЫШЕННЫМ РИСКОМ СОВЕРШЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

LEGAL CONSEQUENCES OF INCLUSION OF THE ECONOMIC ENTITIES INTO REGISTER OF THE CORPORATIONS AND INDIVIDUAL BUSINESSMEN WITH INCREASED RISK OF THE ECONOMIC VIOLATIONS

НАСОНОВА И.В.,
старший преподаватель кафедры конституционного и административного

права Академии управления при Президенте Республики Беларусь

 

В настоящей статье рассмотрена правовая характеристика понятия лжепредпринимательства в свете необходимости минимизации имущественного ущерба, причиняемого данным негативным явлением нормальной экономической деятельности, а также проанализированы условия и порядок включения субъектов хозяйствования в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. Автором изучены причины создания такого реестра и правовые последствия, которые могут повлечь внесение в него, а равно основания и порядок исключения из данного реестра.

 

In this article is examined the legal characteristic of the concept the false business, and also analyzed the terms and procedures of inclusions of the economic entities into register of the corporations and individual businessmen with increased risk of the economic violations. Author investigated the causes of creation of this register, and legal consequences entailed by inclusion into it, and also causes and procedure of the expulsion from this register.

 

Необходимость открытого и последовательного ведения хозяйственной деятельности на основе законности, получения оптимальной прибыли и своевременной выплаты обязательных платежей в бюджет предполагает принятие ряда мер, направленных на повышение эффективности данной деятельности и устранение факторов, оказывающих негативное воздействие на состояние правоотношений в экономической сфере. К числу наиболее проблемных факторов, безусловно, относится явление лжепредпринимательства, которое, к сожалению, до настоящего времени распространяется на значительную часть хозяйственных сделок в самых разных секторах экономики, в особенности в области поставок, закупок и расчетов по обязательствам. Ущерб, который наносят государству лжепредпринимательские структуры, с каждым годом неуклонно растет. Соответственно, возникает необходимость минимизировать последствия лжепредпринимательской деятельности с тем, чтобы причиняемый ею вред имел как можно менее значимые для экономики последствия, а имущественный ущерб компенсировался в результате своевременно принимаемых государственными органами мер, в том числе в сфере налогообложения. Для того чтобы наиболее оптимальным образом решить эти задачи, был принят Указ Президента Республики Беларусь от 23 октября 2012 г. № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» (далее – Указ № 488, Указ). Данный нормативный правовой акт необходимо рассматривать в качестве очередного этапа борьбы с лжепредпринимательством.

Следует признать, что рассматриваемый Указ после его принятия был неоднозначно воспринят предпринимательским сообществом. Существует мнение, что ряд положений Указа № 488 препятствует нормальному осуществлению хозяйственной деятельности и создает так называемую презумпцию виновности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, совершающих или совершавших ранее сделки с участием структур, признанных впоследствии лжепредпринимательскими.

Несмотря на известную обоснованность такого мнения, полагаем, что принятие и практическая реализация положений Указа № 488 все же будут способствовать улучшению экономического климата в государстве. Основной целью разработчиков Указа, очевидно, было стремление обеспечить соблюдение нормы, закрепленной в статье 56 Конституции Республики Беларусь, согласно которой все физические и юридические лица обязаны принимать участие в финансировании деятельности государственных органов и организаций путем уплаты налогов. Вопрос о том, наносит ли неуплата налогов и других обязательных платежей в бюджет имущественный ущерб государству, является, таким образом, риторическим. Следовательно, Указ № 488 направлен также и на то, чтобы по возможности минимизировать вред, причиняемый действиями лиц, осуществляющих лжепредпринимательскую деятельность, которая может образовывать не только состав административного правонарушения, но и обладать признаками уголовно наказуемого деяния.

В законодательстве под понятием лжепредпринимательства долгое время понималась деятельность по созданию субъекта хозяйствования (индивидуального предпринимателя или юридического лица) без намерения осуществлять экономическую деятельность. Однако правоприменительная практика показала, что данная формулировка не отражает всех существенных признаков этого негативного явления, поскольку не охватывает собой деяния, связанные непосредственно с заключением сделок, которые, собственно, и являют собой цель, ради которой лица, намеревающиеся одновременно заниматься финансово-хозяйственной деятельностью и сокрыть свое в ней участие, совершают действия, связанные с приданием другим, чаще всего незаинтересованным и несведущим гражданам, статуса индивидуального предпринимателя или должностного лица коммерческой организации.

Лишь Законом Республики Беларусь от 5 января 2015 года «О внесении дополнений и изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» в Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее – УК) внесены изменения, которыми понятию лжепредпринимательства придается новое значение, отражающее в большей или меньшей степени все признаки, характерные для данного негативного явления.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 234 УК под лжепредпринимательством понимается государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя либо создание или приобретение юридического лица (доли в уставном фонде юридического лица) на имя подставного лица (лиц) либо без намерения осуществлять предпринимательскую или уставную деятельность, если деятельность такого индивидуального предпринимателя или юридического лица повлекла причинение ущерба в крупном размере либо сопряжена с получением дохода от незаконной предпринимательской деятельности или иной незаконной имущественной выгоды в крупном размере [1].

Таким образом, одним из ключевых признаков лжепредпринимательства стало вовлечение в участие в хозяйственной деятельности в той или иной степени подставных лиц, под которыми законодатель понимает или лицо, на имя которого государственная регистрация индивидуального предпринимателя, создание или приобретение юридического лица (доли в уставном фонде юридического лица) были произведены без его ведома и согласия; или же лицо, которое зарегистрировалось в качестве индивидуального предпринимателя, создало или приобрело юридическое лицо (долю в уставном фонде юридического лица) будучи введенным в заблуждение относительно действительных целей государственной регистрации индивидуального предпринимателя либо создания или приобретения юридического лица (доли в уставном фонде юридического лица).

Из содержания приведенных норм уголовного закона усматривается, что лица, виновные в ведении хозяйственной деятельности от имени других граждан или организаций, при условии, что данная деятельность была сопряжена с получением дохода или иной имущественной выгоды, либо с причинением ущерба в крупном размере, подлежат уголовной ответственности. Однако данных мер воздействия очевидно недостаточно как для того, чтобы выработать эффективный механизм выявления субъектов хозяйствования, причастных к лжепредпринимательству, так и для того, чтобы мотивировать иных предпринимателей и коммерческие организации к отказу от сотрудничества с ними и использования услуг таких субъектов хозяйствования в своей повседневной деятельности. В связи с этим подробный анализ правовых норм, содержащихся в Указе № 488, представляет значительный научный и практический интерес.

Первое обстоятельство, на которое следует обратить внимание всем субъектам хозяйствования, заключается в том, что на основании Указа № 488 впервые создан банк данных, содержащий сведения об организациях, чья деятельность в той или иной степени обладает признаками деяния, расцениваемого законом в качестве криминального, связанного с совершением преступлений или иных экономических правонарушений. Такой банк данных назван законодателем реестром коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (далее – реестр).

Основаниями для включения субъекта хозяйствования в реестр являются следующие обстоятельства:

в деятельности субъекта предпринимательской деятельности согласно вступившему в законную силу приговору суда установлены признаки лжепредпринимательства либо бланки строгой отчетности субъекта предпринимательской деятельности и (или) его текущие счета в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях использовались в совершении преступлений, предусмотренных статьей 233 УК;

на счета субъекта предпринимательской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях поступала выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и при этом при наличии соответствующих объектов налогообложения в налоговые органы представлены налоговые декларации (расчеты) по налогам и сборам, уплачиваемым из выручки (валовой выручки), данные которых свидетельствуют об отсутствии этих объектов налогообложения, либо такие налоговые декларации (расчеты) не представлены в течение двух отчетных периодов подряд;

сумма денежных средств, поступившая на счета субъекта предпринимательской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях за месяц, превысила 5000 базовых величин, и при этом его руководитель, индивидуальный предприниматель или иное уполномоченное в установленном порядке действовать от имени субъекта предпринимательской деятельности лицо не располагают сведениями о фактических обстоятельствах осуществления предпринимательской деятельности, в результате которой поступили указанные средства;

фактически от имени субъекта предпринимательской деятельности действует не уполномоченное в установленном порядке лицо или печати, бланки документов с определенной степенью защиты и платежные инструменты субъекта предпринимательской деятельности переданы лицу, не уполномоченному на их хранение и (или) использование, либо лицу, передача которому этих печатей, бланков и платежных инструментов не допускается в соответствии с законодательством;

субъект предпринимательской деятельности не расположен по месту нахождения, указанному в учредительных документах коммерческой организации (месту жительства, указанному в свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя), и не уведомил в установленные законодательными актами порядке и сроки регистрирующий орган об изменении места нахождения (не обратился в регистрирующий орган для внесения изменений в свидетельство о государственной регистрации в случае изменения места жительства), при этом руководитель коммерческой организации, индивидуальный предприниматель или иное уполномоченное в установленном порядке действовать от имени субъекта предпринимательской деятельности лицо не представляют без уважительных причин документы, запрашиваемые соответствующими органами, либо не являются по вызовам (приглашениям) этих органов [2].

Необходимо отметить, что сам факт размещения сведений о субъекте предпринимательской деятельности в указанном реестре последствий в виде ответственности (административной или уголовной) для субъекта хозяйствования не влечет, однако может оказать негативное влияние на его коммерческую (деловую) репутацию.

В связи с этим возникает вопрос о том, какие же конкретно правовые последствия могут наступить для организаций, а также индивидуальных предпринимателей, включенных в реестр?

На законодательном уровне контролирующему органу предоставлено право по результатам проверки, проведенной в пределах компетенции, признать первичный учетный документ не имеющим юридической силы при наличии доказательств, опровергающих факт совершения хозяйственной операции. Документы исследуются путем проведения встречных проверок, изучения материалов правоохранительных органов, анализа иных документов, материалов и сведений. Первичный учетный документ, которым оформлены взаимоотношения проверяемого субъекта и лжеструктуры, оценивается на наличие юридической силы. При этом собираются доказательства, опровергающие факт осуществления конкретной хозяйственной операции либо достоверно подтверждающие неучастие лиц в обороте товара. И только в случае достаточности доказательств проверяемому субъекту доначисляются налоги и сборы (не имеющие юридической силы первичные учетные документы не могут подтверждать затраты на приобретение товара).

Отдельной ответственности к должностным лицам при признании первичных учетных документов не имеющими юридической силы не установлено. Однако любые сделки, заключенные с субъектом хозяйствования, включенным в реестр, могут существенно расширить налогооблагаемую базу, что, в свою очередь, непосредственно отражается на размере налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Так, в соответствии с нормой, содержащейся в подпункте 1.10 пункта 1 Указа № 488, документы, подтверждающие факт заключения сделки с такой организацией или индивидуальным предпринимателем, могут быть признаны не имеющими юридической силы в случае наличия у контролирующего органа или представления правоохранительными органами доказательств, опровергающих факт совершения отраженных в них хозяйственных операций. В силу данного обстоятельства такие документы не рассматриваются в качестве учетных, и поэтому в соответствии с подпунктом 1.11 пункта 1 Указа № 488 налогообложение хозяйственных операций по приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав, оформленных не имеющими юридической силы первичными учетными документами, осуществляется в следующем порядке:

стоимость приобретения товаров (работ, услуг), имущественных прав не включается в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при налогообложении;

предъявленные суммы налога на добавленную стоимость (далее – НДС) не подлежат вычету и не включаются в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при налогообложении, и внереализационных расходов [2].

Налогообложение хозяйственных операций по приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав, оформленных не имеющими юридической силы первичными учетными документами, носит аналогичный порядок.

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что если хозяйственная операция по приобретению товаров оформлена первичным учетным документом, не имеющим юридической силы, то стоимость товаров не может быть отнесена на затраты, учитываемые при налогообложении. Кроме этого, сумма НДС, предъявленная продавцом, при исчислении НДС не принимается к вычету. Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между общей суммой НДС, исчисленной по итогам отчетного периода, и суммами налоговых вычетов (п. 5 ст. 103 Налогового кодекса Республики Беларусь) [3].

Если у субъекта хозяйствования имеются основания полагать, что первичный документ, принятый к учету, может быть признан не имеющим юридической силы, то он вправе до начала проверки принять решение самостоятельно внести в налоговый учет соответствующие корректировки, подать уточненные налоговые декларации, исчислить и уплатить налоги с начислением пени, что, соответственно, позволит избежать административной ответственности. Здесь необходимо иметь в виду еще и тот факт, что в соответствии с подпунктом 1.9 пункта 1 Указа организации и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечить проверку первичных учетных документов на предмет их соответствия требованиям законодательства, а в случае их оформления от имени организации или индивидуального предпринимателя Республики Беларусь – также на предмет их принадлежности отправителю товара и действительности бланка такого документа, информация о котором размещается в электронном банке данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции. Таким образом, на субъекты хозяйствования фактически возложена обязанность по первичной проверке своих контрагентов с целью выявления признаков причастности их к лжепредпринимательской деятельности.

Помимо изложенных последствий, связанных с изменением порядка налогообложения, включение субъектов хозяйствования в реестр влечет за собой исключение таких организаций и индивидуальных предпринимателей из числа возможных участников процедуры государственных закупок. Кроме того, это может привести к репутационным издержкам при ведении бизнеса, связанным со срывом уже заключенных сделок и отказом от заключения новых, поскольку деловые связи со структурами, которые подозреваются в лжепредпринимательской деятельности, могут негативно отразиться и на положении их контрагентов, причем иногда даже вне зависимости от наличия или отсутствия вины последних.

Интерес представляет и порядок включения субъектов предпринимательской деятельности в реестр, а также условия и порядок исключения их из него.

Так, включение в реестр производится Министерством по налогам и сборам на основании информации и документов, подтверждающих наличие одного или нескольких оснований, представленных инспекциями Министерства по налогам и сборам, Комитетом государственного контроля, Министерством финансов и их территориальными органами, правоохранительными органами и судами.

Следует обратить внимание на то, что при наличии информации, свидетельствующей о лжепредпринимательстве либо совершении сделок с лицами, в деятельности которых установлены признаки лжепредпринимательства, в соответствии с абзацем третьим части первой пункта 5 Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (с изменениями и дополнениями) Комитетом государственного контроля могут назначаться внеплановые проверки [4].

Министерство по налогам и сборам в течение 3 рабочих дней со дня поступления информации о наличии одного или нескольких оснований для включения в реестр субъекта предпринимательской деятельности в его адрес направляет заказным письмом уведомление о намерении включения его в реестр. Субъекту предоставлено право в течение 10 рабочих дней со дня направления указанного уведомления представить в Министерство по налогам и сборам мотивированное возражение на намерение включения его в реестр. 

В случае отсутствия возражений со стороны субъекта решение о включении (невключении) его в реестр принимается Министерством по налогам и сборам в течение 15 рабочих дней со дня направления уведомления о намерении включения этого субъекта в реестр. При наличии возражения со стороны субъекта такое решение принимается в течение 20 рабочих дней с даты поступления возражения. Не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения о включении (невключении) субъекта в реестр, соответствующее решение заказным письмом направляется субъекту и субъект включается в реестр Министерством по налогам и сборам.

По информации Министерства по налогам и сборам, которая является открытой, общедоступной и размещена на официальном сайте Министерства по налогам и сборам nalog.gov.by в глобальной компьютерной сети Интернет на 8 июля 2013 г. в данный реестр включено 1081 субъект предпринимательской деятельности.

Указом № 488 также предусмотрены следующие основания для исключения субъектов предпринимательской деятельности из реестра:

при выявлении факта ошибочного включения его в реестр. Факт ошибочности включения в реестр может быть установлен как Министерством по налогам и сборам, так и органом, представившим в Министерство по налогам и сборам информацию и документы, послужившие основанием для включения субъекта предпринимательской деятельности в реестр. Данный орган обязан сообщить Министерству по налогам и сборам о выявленном им факте ошибочного включения субъекта предпринимательской деятельности в реестр не позднее одного рабочего дня, следующего за днем его выявления. В свою очередь Министерство по налогам и сборам обязано исключить субъекта предпринимательской деятельности из реестра не позднее одного рабочего дня, следующего за днем выявления им (в том числе на основании сообщения органа, представившего информацию и документы, послужившие основанием для включения в реестр) факта ошибочного включения в реестр;

по ходатайству субъекта предпринимательской деятельности, представленному либо в связи с устранением нарушений, послуживших основанием для включения его в реестр, либо в связи с ошибочным включением его в реестр [2].

Ходатайство субъекта предпринимательской деятельности представляется в налоговый орган по месту постановки на учет субъекта предпринимательской деятельности. Вместе с ходатайством представляются заявление о проведении проверки по вопросам, отнесенным к компетенции налоговых органов, и документы об устранении нарушений, послуживших основанием для включения его в реестр, а при подаче ходатайства в связи с ошибочным включением в реестр – документы, подтверждающие указанное обстоятельство (при их наличии). Налоговый орган по отнесенным к его компетенции вопросам на основании представленного заявления проводит проверку субъекта предпринимательской деятельности и не позднее пяти рабочих дней со дня ее окончания направляет, если иное не предусмотрено в части второй подпункта 1.5 пункта 1 Указа № 488, органу, представившему информацию и документы, послужившие основанием для включения субъекта предпринимательской деятельности в реестр, представленные субъектом предпринимательской деятельности ходатайство и документы с приложением акта (справки) его проверки.

Если ходатайство подано в налоговый орган, представивший информацию и документы, послужившие основанием для включения субъекта предпринимательской деятельности в реестр, либо если субъект предпринимательской деятельности включен в реестр на основании информации и документов, представленных судами, налоговый орган не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки направляет ходатайство вместе со своим заключением, а также представленные с ходатайством документы и акт (справку) проверки в Министерство по налогам и сборам.

По результатам рассмотрения документов не позднее пяти рабочих дней со дня их поступления составляется заключение, которое не позднее одного рабочего дня, следующего за днем его составления, направляется в Министерство по налогам и сборам.

Решение об исключении субъекта предпринимательской деятельности из реестра либо мотивированное решение об отказе в исключении его из реестра принимается Министерством по налогам и сборам не позднее трех рабочих дней со дня получения документов. Предельный срок принятия таких решений – не позднее одного месяца со дня подачи субъектом предпринимательской деятельности ходатайства об исключении его из реестра. Принятое решение направляется заказным письмом субъекту предпринимательской деятельности не позднее одного рабочего дня, следующего за днем его принятия.

Решение Министерства по налогам и сборам о включении субъекта предпринимательской деятельности в реестр либо об отказе в его исключении из реестра может быть обжаловано в хозяйственном суде в порядке, установленном законодательными актами.

Указом № 488 установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии решения об исключении субъекта предпринимательской деятельности из реестра, который является исчерпывающим и включает:

неустранение субъектом предпринимательской деятельности нарушений, послуживших основанием для включения его в реестр, а в случае подачи ходатайства в связи с ошибочным включением его в реестр – неподтверждение указанного обстоятельства;

установление в ходе проверки, проведенной по заявлению, иных обстоятельств, являющихся основанием для включения субъекта предпринимательской деятельности в реестр [2].

Субъект предпринимательской деятельности исключается из реестра не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия Министерством по налогам и сборам соответствующего решения.

Указом № 488 также предусмотрено, что субъекты хозяйствования обязаны проверять принадлежность первичных учетных документов отправителю товара (если он является резидентом Республики Беларусь) и действительность бланков по перечню документов, информация о которых подлежит включению в электронный банк данных бланков документов. Перечень бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, информация о которых подлежит включению в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 912 «О вопросах создания и ведения электронного банка данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь».

Информация о покупателе бланка, дате реализации бланка, признании его недействительным является общедоступной и размещается на сайте расчетного центра Национального банка: http://blank.bisc.by/Default.aspx. Такую информацию можно получить также в инспекциях Министерства по налогам и сборам и организациях, реализующих бланки по письменному запросу. Общедоступная информация из эталонного банка данных предоставляется в порядке, установленном в пункте 2.29 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь».

Следует также отметить, что при наличии у контролирующего органа доказательств несовершения реальных действий по исполнению заключенной сделки первичные учетные документы, подтверждающие хозяйственную операцию, по решению данного органа могут быть признаны не имеющими юридической силы, порядок налогообложения в этом случае не отличается от действующего.

В целом анализ норм, содержащихся в тексте Указа № 488, дает основание сделать вывод о том, что четкое и неукоснительное исполнение его требований может стать действенным методом воздействия на состояние предпринимательского климата в государстве и будет способствовать минимизации теневого сектора в экономических отношениях.

 

СПИСОК ЦИТИРОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 9 июля 1999 г., № 275-З : принят Палатой представителей 2 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 29 янв. 2015 г. // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.etalonline.by. – Дата доступа: 08.04.2016.

2. О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 23 окт. 2012 г., № 488 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.etalonline.by. – Дата доступа: 08.04.2016.

3. Налоговый кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 29 дек. 2009 г., № 71-З : принят Палатой представителей 11 дек. 2009 г. : одобр. Советом Респ. 18 дек. 2009 г. // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.etalonline.by. – Дата доступа: 08.04.2016.

4. О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 16 окт. 2009 г., № 510 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.etalonline.by. – Дата доступа: 08.04.2016.

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.