Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 29.03.2024
Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 21 декабря 2011 г.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНКУБАТОРОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

БАКИНОВСКАЯ О.А.,

доцент кафедры теории и истории государства и права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, кандидат юридических наук, доцент

 

АМЕЛЬЧЕНЯ Ю.А.,

доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, кандидат юридических наук

 

В статье рассмотрены организационно-правовые аспекты создания и деятельности субъектов инфраструктуры малого и среднего предпринимательства – инкубаторов малого предпринимательства.

 

При проведении проверки на предмет конституционности Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 года № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства» (далее – Закон) Конституционный Суд Республики Беларусь указал на то, что установление особого правового режима для определенного круга субъектов не может рассматриваться как нарушение конституционных прав иных субъектов предпринимательской деятельности (п. 3 решения Конституционного Суда Республики Беларусь от 22 июня 2010 г. № Р-462/2010 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства»), в частности, речь идет о субъектах малого и среднего предпринимательства. Кроме того, в названном решении акцент сделан на то, что принцип равенства всех перед законом не исключает обоснованной дифференциации правового регулирования, имеющей целью установить правовые различия в правах участников гражданского оборота, при условии, что используемые для достижения этого правовые средства являются разумными и соразмерными защищаемым ценностям и целям (п. 3). Защищаемые ценности и цели в данном случае обусловлены ролью, которая отводится указанным субъектам в экономике республики, и необходимостью дальнейшего стимулирования их деловой активности, на что обращается внимание в Директиве Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».

В соответствии с Законом к субъектам малого предпринимательства относятся:

R индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;

R микроорганизации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;

R малые организации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.

К субъектам среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно (ст. 3 Закона).

Поддержка со стороны государства субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется в различных формах, однако наиболее эффективны, как правило, те, которые менее сложны с организационной точки зрения при их нормативном закреплении. На наш взгляд, таковыми являются закрепленные в Законе правовые режимы для субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, к которым отнесены центры поддержки предпринимательства и инкубаторы малого предпринимательства, основной целью деятельности которых является оказание субъектам малого и среднего предпринимательства содействия в организации и осуществлении предпринимательской деятельности (ст. 4 Закона).

На указанных выше субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства возложены задачи, которые вполне можно соотнести с защищаемыми законом ценностями и целями: оказание субъектам малого и среднего предпринимательства содействия в получении финансовых и материально-технических ресурсов, информационных, методических и консультационных услуг, подготовке, переподготовке и привлечении квалифицированных кадров, проведение маркетинговых исследований, создание организационно-экономических условий для развития субъектов малого предпринимательства путем предоставления им помещений и имущества, к примеру, в аренду, оказание содействия в поиске партнеров, получении финансовых ресурсов (ст. 19, 20 Закона).

Тем самым для субъектов малого и среднего предпринимательства созданы организационно-правовые возможности осуществления предпринимательской деятельности при опосредованном участии инкубаторов малого предпринимательства и центров поддержки предпринимательства. В рамках данной статьи акцент сделаем на деятельности инкубаторов малого предпринимательства.

По состоянию на 1 ноября 2011 г. по информации Министерства экономики Республики Беларусь перечень инкубаторов малого предпринимательства Республики Беларусь включает 14 субъектов, 7 из которых находятся в г. Минске1.

______________________________

1Перечень инкубаторов малого предпринимательства Республики Беларусь на 01.11.2011 // http://www.economy.gov.by/dadvfiles/001371_228047_Perech_In.doc.

Инкубатором малого предпринимательства является юридическое лицо, имеющее на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или на ином законном основании специально оборудованные под офисы и производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) помещения и находящееся в них имущество и предоставляющее их в соответствии с законодательством в пользование начинающим свою деятельность субъектам малого предпринимательства в целях оказания им помощи в развитии и приобретении финансовой самостоятельности (ч. 1 ст. 20 Закона). Правоотношения между инкубатором малого предпринимательства и субъектами малого предпринимательства, возникающие в связи с предоставлением такого имущества, строятся на основании договора между ними, срок которого не должен превышать пяти лет.

Здесь отметим, что такими договорами о предоставлении имущества субъектам малого предпринимательства могут быть договоры аренды, субаренды, безвозмездного пользования. Однако Положением об инкубаторах малого предпринимательства установлены определенные ограничения в отношении субъектного состава со стороны арендатора для заключения договоров аренды (субаренды), безвозмездного пользования, в частности: срок деятельности субъектов малого предпринимательства с даты государственной регистрации не превышает трех лет (1), субъект малого предпринимательства использует предоставляемые инкубатором помещения для размещения офисов и производства товаров (выполнения работ, оказания услуг) (2) (п. 11 Положения об инкубаторах малого предпринимательства). Помимо этого п. 12 Положения об инкубаторах малого предпринимательства установлено, что не допускается предоставление помещений в инкубаторе субъектам малого предпринимательства, осуществляющим следующие виды деятельности: деятельность в сфере игорного бизнеса; лотерейная деятельность; деятельность по организации и (или) проведению электронных интерактивных игр; деятельность по производству и (или) реализации подакцизных товаров; деятельность по производству и (или) реализации ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней; деятельность по добыче полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых; риэлтерская деятельность; страховая деятельность.

Важный организационный аспект в деятельности инкубатора малого предпринимательства в части заключения подобных договоров состоит в том, что инкубатор должен утвердить положение о порядке отбора субъектов малого предпринимательства для предоставления площадей в аренду (субаренду), безвозмездное пользование.

Инкубатор малого предпринимательства – это статус, который присваивается юридическому лицу любой организационно-правовой формы при соответствии юридического лица ряду критериев с тем, чтобы впоследствии такое юридическое лицо могло действовать в рамках Закона и реализовывать установленные законодательством для инкубатора малого предпринимательства задачи. Что касается требований, то юридическое лицо, претендующее на регистрацию в качестве инкубатора малого предпринимательства, должно:

R иметь на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или на ином законном основании помещения для размещения офисов и производства товаров (выполнения работ, оказания услуг);

R иметь соответствующий персонал для реализации основных задач инкубатора малого предпринимательства;

R не иметь задолженности по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды на первое число месяца, в котором осуществляется подача заявления о регистрации инкубатора.

Кроме того, в отношении юридического лица не должны быть приняты решения о реорганизации, ликвидации либо вынесено решение о возбуждении процедуры экономической несостоятельности (банкротства) (п. 3 Положения об инкубаторах малого предпринимательства, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 1911).

Статус инкубатора малого предпринимательства присваивается Министерством экономики Республики Беларусь на основании заявления с приложением пакета документов, среди которых в Положении об инкубаторах малого предпринимательства названы:

R копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица;

R концепция функционирования инкубатора на три года, определяющая основные положения деятельности, согласованная с облисполкомом (Минским горисполкомом). Полагаем, такая концепция должна основываться на целях и задачах, возложенных на инкубатор малого предпринимательства Законом, с учетом потенциала и особенностей региона, в котором создается инкубатор;

R копия документов, подтверждающих право собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, безвозмездного пользования или аренды помещений (копии регистрационного удостоверения, договора аренды или купли-продажи);

R копия документов, подтверждающих наличие у юридического лица квалифицированного персонала и имущества для реализации задач инкубатора.

Статус присваивается на основании решения о регистрации или отказе в регистрации юридического лица в качестве инкубатора малого предпринимательства, которое должно быть принято в течение 15 дней с даты регистрации заявления. В данном случае, поскольку не установлено иное, речь идет о 15 календарных днях.

Основания для отказа в регистрации юридического лица в качестве инкубатора малого предпринимательства носят исчерпывающий характер: либо несоответствие юридического лица указанным выше требованиям, либо непредставление приведенных выше документов.

Статус инкубатора малого предпринимательства подтверждается также и свидетельством о регистрации юридического лица в качестве инкубатора малого предпринимательства. Однако с правовой точки зрения определяющее значение имеет решение о регистрации юридического лица в качестве инкубатора малого предпринимательства, и именно с даты его принятия юридическое лицо вправе осуществлять деятельность в качестве инкубатора.

При осуществлении своей деятельности как инкубатора малого предпринимательства юридическому лицу необходимо учитывать тот факт, что в отношении его возможно осуществление контроля со стороны Министерства экономики Республики Беларусь за выполнением юридическим лицом задач инкубатора.

Законодатель разделяет инкубаторы малого предпринимательства в зависимости от целевого назначения на многопрофильные или специализированные (однопрофильные). Многопрофильный инкубатор малого предпринимательства предоставляет помещения и имущество субъектам малого предпринимательства, осуществляющим различные виды деятельности, а специализированный (однопрофильный) инкубатор малого предпринимательства – субъектам малого предпринимательства, осуществляющим определенный вид деятельности.

Предоставление информации о результатах деятельности инкубатора малого предпринимательства включает несколько блоков:

1. Деятельность инкубатора малого предпринимательства планируется, а план составляется на год и ежегодно до 15 февраля года, следующего за отчетным, план работы на финансовый год должен быть представлен в Министерство экономики Республики Беларусь при наличии его согласования с облисполкомом (Минским горисполкомом), а также информация о выполнении плана работы за истекший год (п. 14 Положения об инкубаторах малого предпринимательства).

В отличие от концепции функционирования инкубатора на трехлетний период форма плана работы инкубатора малого предпринимательства утверждена нормативно постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 8 февраля 2011 г. № 15 (приложение 5). Такой план должен содержать планируемый и фактический результат о предоставлении помещений и имущества субъектам малого предпринимательства, предоставлении субъектам малого предпринимательства услуг, оказание содействия субъектам малого предпринимательства в поиске партнеров, оказание содействия субъектам малого предпринимательства в получении финансовых ресурсов и иных мероприятиях.

2. Информация о результатах работы ежегодно до 1 февраля года, следующего за отчетным, представляется инкубатором в облисполком (Минский горисполком). Последние, в свою очередь, ежегодно до 15 февраля года, следующего за отчетным, представляют в Министерство экономики аналитическую информацию о реализации инкубаторами задач и направлениях деятельности, определенных в Законе (п. 15 Положения об инкубаторах малого предпринимательства).

Форма информации о результатах работы инкубатора малого предпринимательства содержится в приложении 7 к постановлению Министерства экономики Республики Беларусь от 8 февраля 2011 г. № 15 «О некоторых мерах по реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 1911». В частности, информация включает сведения о численности работников инкубатора малого предпринимательства (человек), имеющих определенную квалификацию, площадь помещений инкубатора малого предпринимательства (кв. м), в том числе занимаемых работниками инкубатора малого предпринимательства и сдаваемых в аренду субъектам малого предпринимательства, количество арендаторов инкубатора малого предпринимательства, количество арендаторов, осуществляющих деятельность в сфере производства, строительства, инновационной деятельности, оказания услуг и иной, численность работников арендаторов, количество арендаторов инкубатора малого предпринимательства, выпущенных за год и с даты регистрации инкубатора малого предпринимательства, выручка инкубатора малого предпринимательства от реализации услуг, выручка инкубатора малого предпринимательства от передачи в аренду помещений, имущества (млн. рублей), наличие прибыли (убытка), сумма уплаченных налогов, сборов (пошлин) и других обязательных платежей в бюджет инкубатором малого предпринимательства и арендаторами инкубатора малого предпринимательства.

3. Форма реестра инкубаторов малого предпринимательства, ведение которого осуществляет Министерство экономики Республики Беларусь, предусматривает сведения о наименовании юридического лица, которому присвоен статус инкубатора малого предпринимательства, его местонахождении, номере свидетельства о регистрации юридического лица в качестве инкубатора малого предпринимательства, дате внесения в Реестр инкубаторов малого предпринимательства, о лице, получившем свидетельство о регистрации юридического лица в качестве инкубатора малого предпринимательства, дате получения, а также сведения о дате прекращения действия свидетельства о регистрации юридического лица в качестве инкубатора малого предпринимательства.

Поскольку приведенная информация представляет важность для регистрирующего органа – Министерства экономики, то на юридическое лицо, получившее статус инкубатора малого предпринимательства, возлагается обязанность в течение десяти дней письменно уведомить Министерство экономики об изменении местонахождения со дня его изменения, внесении изменений и (или) дополнений в учредительные документы с даты их государственной регистрации, обстоятельствах, приведших к несоответствию требованиям, установленным в Положении об инкубаторах малого предпринимательства (п. 13 Положения об инкубаторах малого предпринимательства).

Еще на одно обстоятельство обратим внимание: при непредставлении информации, указанной в п. 1 (плана работы и информации о выполнении прошлогоднего плана) и 2 (информации о результатах работы инкубатора) действие свидетельства о регистрации юридического лица в качестве инкубатора малого предпринимательства прекращается по решению Министерства экономики Республики Беларусь. Правовые последствия прекращения действия свидетельства – юридическое лицо исключается из Реестра и его деятельность в качестве инкубатора прекращается, а свидетельство подлежит сдаче в Министерство экономики в течение пятнадцати дней со дня принятия решения о прекращении действия свидетельства. Однако такое решение может быть обжаловано в соответствии со ст. 30 Закона Республики Беларусь от 28 октября 2008 года «Об основах административных процедур» (п. 18 Положения об инкубаторах малого предпринимательства). Иными словами, заинтересованное лицо обладает правом на обжалование административного решения в административном (внесудебном) порядке. Обжалование административного решения в судебном порядке осуществляется после обжалования такого решения в административном (внесудебном) порядке, если иной порядок обжалования не предусмотрен законодательными актами.

Что касается непредставления информации в п. 3 об изменении места нахождения юридического лица, внесении изменений и (или) дополнений в учредительные документы, об обстоятельствах, приведших к несоответствию требованиям к юридическому лицу для выполнения целей и задач инкубатора малого предпринимательства, то как таковых правовые последствия в виде прекращения действия свидетельства, привлечения к ответственности в Положении об инкубаторах малого предпринимательства отсутствуют.

Хотя надо признать, что п. 16 Положения об инкубаторах малого предпринимательства предусматривает в качестве одного из оснований для прекращения действия свидетельства в случае несоответствия инкубатора требованиям, указанным в п. 3 Положения об инкубаторах малого предпринимательства.

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.