Официальная правовая информация |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕИ ГОСУДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
28 октября 1994 г.
г. Санкт-Петербург
О Концепции межгосударственной подсистемы обмена правовой информацией
Совет Межпарламентской Ассамблеи, рассмотрев представленную секретариатом Совета МПА и Координационным советом Межпарламентской информационно-справочной службы, утвержденную Координационно-консультативным комитетом СНГ Концепцию межгосударственной подсистемы обмена правовой информацией, ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Концепцию межгосударственной подсистемы обмена правовой информацией (прилагается).
2. Возложить на Координационный совет Межпарламентской информационно-справочной службы (МИСС) координацию работ по реализации в парламентах государств – участников МПА Концепции межгосударственной подсистемы обмена правовой информацией.
3. Поручить Координационному совету МИСС во взаимодействии с Консультативным центром по информатизации государств – участников Содружества в двухмесячный срок разработать план мероприятий по реализации Концепции и представить его на утверждение Совета МПА.
4. Рекомендовать руководителям парламентов поручить группам обеспечения межпарламентских информационных обменов руководствоваться в своей деятельности Концепцией межгосударственной подсистемы обмена правовой информацией.
Председатель Совета Ассамблеи |
В.Шумейко |
|
Автоматизированная система информационного обмена между государствами – участниками Содружества Независимых Государств
КОНЦЕПЦИЯ
межгосударственной подсистемы обмена правовой информацией
Настоящая Концепция содержит основные принципы создания в рамках Автоматизированной системы информационного обмена между государствами – участниками Содружества (АСИО СНГ) подсистемы обмена правовой информацией (далее – Система), предназначенной для поддержания и развития информационно-правового сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств.
Настоящая Концепция разработана на основе:
Соглашения об информационном обеспечении выполнения многосторонних соглашений от 24 сентября 1993 года,
Положения о порядке получения и использования информации от государств – участников Содружества Независимых Государств, утвержденного решением Координационно-консультативного комитета Содружества 15 ноября 1993 года,
Концепции автоматизированной системы информационного обмена между государствами – участниками Содружества (АСИО СНГ), утвержденной решением Координационно-консультативного комитета Содружества 1 марта 1994 года,
постановления Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств «О формировании в рамках Содружества Независимых Государств межгосударственной системы правовой информации» от 18 марта 1994 года.
Основные принципы и задачи
1. Задачами Системы являются:
создание и развитие национальных систем правовой информации государств – участников Содружества Независимых Государств, включая формирование и ведение эталонных баз данных правовых актов высших органов законодательной и исполнительной власти государства;
обеспечение правовой информацией уставных и отраслевых органов Содружества и Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств, а также других пользователей, определяемых государствами – участниками Содружества;
организация информационно-правового взаимодействия между системами правовой информации разных уровней, а также с внешними банками данных;
создание методологического консультативного центра по проблемам обмена правовой информацией;
разработка и ведение единого классификатора отраслей законодательства и систем кодирования правовой информации.
2. Система правовой информации государств – участников Содружества базируется на следующих принципах:
вертикальной и горизонтальной интеграции имеющихся и вновь создаваемых систем правовой информации;
единой коммуникационной среды, включая системы конфиденциальной связи и транспортные сети общего назначения, государственные и коммерческие сети связи и передачи данных, в том числе оптоволоконные и спутниковые;
международных стандартов в области информационно-вычислительных сетей и средств связи;
открытости системы, обеспечивающей объединение имеющихся вычислительных ресурсов различных архитектур и возможность дальнейшего их наращивания;
единства программно-технических, архитектурных, технологических, организационных и лингвистических средств построения систем обмена правовой информацией;
организации многоуровневой защиты информации.
Структура Системы
3. Система создается путем формирования эталонных распределенных баз данных, используемых в информационном пространстве Содружества. Вся совокупность взаимосвязанных подсистем правовой информации, реализованных в виде территориально распределенной сети стационарных банков данных и тиражируемых баз данных правовых актов всех видов, образует Систему.
4. Система строится как многоуровневая, начиная от общей сети телекоммуникаций органов Содружества и высших органов государственной власти и управления государств – участников Содружества, объединяющая локальные сети банков правовой информации, с учетом возможной эволюции как отдельных компонентов, так и системы в целом и с обязательным согласованием интересов всех уровней.
5. Работу по организации банков данных, содержащих эталонные базы данных, и их оснащению правовой информацией, а также по обеспечению оперативного доступа к ним пользователей других уровней системы целесообразно возложить на национальные центры правовой информации (далее – НЦПИ), функции которых выполняют организации, уполномоченные на то правовыми актами государств – участников Содружества.
Правовой статус и функции НЦПИ определяются государствами – участниками Содружества.
Для всех НЦПИ должна быть разработана сопряженная комплексная технология обработки и обмена правовой информацией.
6. В обеспечивающую часть Системы входит научно-методическое, информационное, лингвистическое, техническое и финансовое обеспечение:
а) научно-методическое обеспечение составляют результаты научных исследований и разработок по основным проблемам, возникающим при создании, эксплуатации и совершенствовании автоматизированных информационно-правовых систем;
б) информационное обеспечение состоит из входных и выходных информационных массивов, формируемых и хранимых в общесистемных и локальных банках данных. Общесистемные банки данных должны формироваться в виде интегрированного информационного поля на основе документальных и фактографических баз данных. Локальные базы данных содержат информацию, необходимую для работы одного пользователя или группы пользователей;
в) лингвистическое обеспечение включает в себя лингвистические средства (классификаторы, рубрикаторы, тезаурусы, словники и другие), способы и формы отражения документов в банках данных и базах знаний, инструктивно-методические материалы, а также методы систематизации законодательства и стандартизацию терминологии с учетом возможности применения современных средств информатизации;
г) основу технического обеспечения ведения эталонных баз данных правовой информации должны составить высокопроизводительные универсальные ЭВМ с широким набором периферийного оборудования и средств телекоммуникации. Основой технического обеспечения локальных вычислительных сетей будут персональные ЭВМ (рабочие станции) различной мощности. При разработке программного обеспечения следует решить вопросы унифицированного выбора операционных систем, средств телекоммуникации и систем управления базами данных для всех используемых типов ЭВМ. При использовании собственных программных средств пользователь сам обеспечивает совместимость своей подсистемы.
Банки данных Системы
7. Формирование межгосударственных информационных ресурсов в правовой сфере предполагает ориентацию на создание общего информационно-правового пространства.
Интеграции разрозненных информационных ресурсов в рамках общей системы предшествуют этапы создания государственных фондов правовых актов для обеспечения эффективной информационной поддержки правотворческой и правоприменительной деятельности.
8. Банки данных правовой информации включают:
распределенные полнотекстовые базы данных законодательных и других правовых актов каждого государства;
базы данных правовых актов по отдельным направлениям межгосударственного сотрудничества.
Этапы создания Системы
9. Этапы создания Системы реализуются в согласовании с этапами создания АСИО СНГ.
Правовое обеспечение функционирования Системы
10. Банки данных правовой информации, обеспечивая коллективный доступ пользователей к вычислительным ресурсам и предоставляя им услуги по переработке информации, накапливают, хранят и обрабатывают большие объемы данных. Такой режим эксплуатации банков данных правовой информации, а также необходимость соблюдения права собственности на информацию порождают ряд проблем, к числу которых относятся задачи ограничения доступа отдельных пользователей к вычислительным ресурсам и данным, защиты информации от несанкционированного доступа.
Государства – участники Содружества:
определяют перечень субъектов – пользователей информации;
вырабатывают и согласовывают правила доступа пользователей к информации;
определяют и согласовывают правовые гарантии и меры по защите от утечки информации, несанкционированного доступа к ней и ответственность сторон.
11. Правовые аспекты защиты информации связаны с соблюдением юридических и технологических норм, предусматривающих защиту данных от несанкционированного доступа и предотвращение любой возможности их использования не по назначению. Для этого необходимо законодательно закрепить следующие принципы:
владелец информационно-правового ресурса несет ответственность за полноту и достоверность сопровождаемой информации;
использование правовой информации сопровождается строгим соблюдением требований ее защиты;
нарушение требований защиты правовой информации расценивается как несанкционированный доступ;
несанкционированный доступ к правовой информации влечет за собой юридическую ответственность.
Создание Системы, помимо своего прямого назначения, позволит рационально и эффективно решить проблему информационного взаимодействия межгосударственных структур, что, в свою очередь, обеспечит повышение оперативности, степени обоснованности и корректности принимаемых решений по регулированию различных сфер общественной жизни государств – участников Содружества.
ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА
заседания Совета Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств
К вопросу: «О Международном центре правовой информации».
Протокольно: в связи с тем, что проблема создания Международного центра правовой информации требует дополнительной проработки, снять с рассмотрения вопрос «О международном центре правовой информации».
Председатель Совета Ассамблеи |
В.Шумейко |
Санкт-Петербург
28 октября 1994 года