• Главная
  • Постановление № 58 (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 ян ...
Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 25.10.2021
Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

29 января 2021 г. № 58

О Государственной программе «Беларусь гостеприимная» на 2021–2025 годы

Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Государственную программу «Беларусь гостеприимная» на 2021–2025 годы (далее – Государственная программа) (прилагается).

2. Определить:

ответственным заказчиком Государственной программы Министерство спорта и туризма;

заказчиками Государственной программы Министерство спорта и туризма, Управление делами Президента Республики Беларусь, облисполкомы, Минский горисполком, открытое акционерное общество «Белагропромбанк».

3. Возложить персональную ответственность за своевременную и качественную реализацию мероприятий Государственной программы на председателей облисполкомов и Минского горисполкома, а также руководителей государственных органов и иных государственных организаций, являющихся заказчиками Государственной программы.

4. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2021 г.

 

Премьер-министр Республики Беларусь

Р.Головченко

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь
29.01.2021 № 58

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
«Беларусь гостеприимная» на 2021–2025 годы

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Государственная программа подготовлена с учетом приоритетов социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы и направлена на решение задач государственной политики в сфере туризма.

Реализация Государственной программы будет способствовать достижению на национальном уровне Целей устойчивого развития, объявленных Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, в том числе по обеспечению открытости, безопасности и экологической устойчивости городов и населенных пунктов, содействию поступательному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости, достойной работе для всех.

Анализ выполнения мероприятий Государственной программы «Беларусь гостеприимная» на 2016–2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 марта 2016 г. № 232 (далее – Государственная программа на 2016–2020 годы), показал, что поставленные задачи в целом решены, произошли положительные перемены в развитии туристической индустрии:

количество субъектов туристической деятельности по сравнению с 2016 годом увеличилось на 168 единиц и составило в 2019 году 1544 субъекта;

объем экспорта туристических услуг в 2019 году составил 265,4 млн. долларов США (в 2016 году – 160 млн. долларов США);

численность иностранных граждан, посетивших Республику Беларусь через пункты пропуска в 2019 году, составила 5 млн. человек (в 2016 году – 4,4 млн. человек);

количество организованных туристов и экскурсантов, посетивших Республику Беларусь, составило 405,5 тыс. человек (в 2016 году – 217,4 тыс. человек);

численность организованных туристов и экскурсантов, отправленных по маршрутам внутри страны, в 2019 году составила 1,1 млн. человек (в 2016 году – 1 млн. человек).

Внедрен Вспомогательный счет туризма Республики Беларусь (далее – Вспомогательный счет туризма), построение которого осуществляется раз в два года и позволяет рассчитать вклад туризма в экономику, выявить экономические возможности сферы туризма, изучить структурные сдвиги между спросом и предложением туристических продуктов, оценить влияние туризма на ВВП, а также на показатели занятости и в целом повысить экономическую эффективность принимаемых управленческих решений в сфере туризма.

Так, вклад сферы туризма в ВВП страны в 2016 году составил 2,2 процента (в 2014 году – 1,8 процента). При этом величина валовой добавленной стоимости, созданной в сфере туризма, в 2016 году составила 2,1 млрд. рублей и по сравнению с 2014 годом увеличилась в фактических ценах на 47 процентов.

На начало 2020 года в сфере туризма было занято около 243 тыс. человек, что составляет 5,6 процента от общей численности занятых в экономике.

В последние годы достигнуты значительные успехи в работе над качеством экскурсионного облуживания в Республике Беларусь – создана система разработки экскурсионных маршрутов, обучения и аттестации экскурсоводов и гидов-переводчиков.

В то же время потребность в подготовке квалифицированных кадров в экскурсионной сфере возросла, особенно специалистов со знанием таких языков, как китайский, польский, итальянский, иврит.

Значительно улучшены условия для развития въездного и внутреннего туризма: либерализирован визовый режим, упростилась процедура регистрации иностранных граждан, повысилось качество сервиса, внедрена и развивается отечественная система онлайн-бронирования «VETLIVA», Республика Беларусь появилась в туристических рейтингах западных стран.

Повышение узнаваемости Беларуси за рубежом, рост количества прибывших иностранных граждан положительно повлияли на привлечение инвестиций в туристическую отрасль. На рынке гостиничных услуг не только столицы, но и регионов в настоящее время представлены такие мировые гостиничные сети, как «Marriott International», «Hilton Hotels&Resorts» и другие. Улучшилось состояние гостиничной базы. Продолжена работа по развитию сети кемпингов и кемперных стоянок.

Вместе с тем проблемными вопросами в сфере туризма в Республике Беларусь на сегодняшний день являются:

несоответствие между языковой структурой въездных потоков иностранных туристов и структурой по языкам аттестованных гидов-переводчиков, недостаточная обеспеченность регионов Беларуси гидами-переводчиками;

недостаточная деятельность по продвижению национального туристического продукта;

нехватка средств размещения экономичного и среднего ценового сегмента в регионах, а также средств размещения, позволяющих принимать большие группы организованных туристов.

С учетом современных мировых тенденций будущий потенциал развития сферы туризма в Республике Беларусь связан с возобновлением и привлечением новых туристических потоков посредством либерализации условий посещения страны, диверсификацией и повышением качества оказания туристических услуг, а также увеличением инвестиционной привлекательности сферы туризма.

ГЛАВА 2
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Цель Государственной программы – формирование и развитие современного конкурентоспособного туристического комплекса, увеличение вклада туризма в развитие национальной экономики.

В сфере туризма в качестве приоритетов определены развитие въездного и внутреннего туризма, повышение конкурентоспособности туристических услуг и продвижение национальных туристических брендов на мировом рынке.

На 2021–2025 годы запланирован рост потребления туристических услуг путем стимулирования внутреннего спроса и увеличения въездных туристических потоков.

Государственная программа состоит из подпрограммы 1 «Кадровое и учебно-методическое обеспечение в сфере туризма», подпрограммы 2 «Маркетинг туристических услуг» и подпрограммы 3 «Развитие объектов туристической индустрии».

Ответственным заказчиком Государственной программы является Министерство спорта и туризма.

Заказчик подпрограммы 1 – Министерство спорта и туризма. Задачей подпрограммы 1 является создание условий для развития массового внутреннего туризма. Выполнение задачи характеризуется достижением следующих целевых показателей:

численность организованных туристов и экскурсантов – граждан Республики Беларусь, отправленных по маршрутам тура в пределах территории Республики Беларусь;

численность аттестованных экскурсоводов и гидов-переводчиков;

количество разработанных и обновленных экскурсий и туров.

Заказчиками подпрограммы 2 являются Министерство спорта и туризма, Управление делами Президента Республики Беларусь, облисполкомы и Минский горисполком. Задачи подпрограммы 2:

продвижение туристического потенциала Республики Беларусь на внутреннем и внешних туристических рынках;

развитие информационной системы комплексной поддержки внутреннего и въездного туризма.

Выполнение данных задач характеризуется достижением соответствующих целевых показателей:

количество проведенных маркетинговых мероприятий, направленных на продвижение туристического потенциала Республики Беларусь (выставки, презентации, ознакомительные туры);

численность иностранных граждан, посетивших Республику Беларусь.

Заказчиками подпрограммы 3 являются облисполкомы, открытое акционерное общество «Белагропромбанк». Для характеристики выполнения задачи «Создание развитой туристической индустрии, способной реализовывать качественный конкурентоспособный комплекс туристических услуг для удовлетворения максимального числа туристов» используется целевой показатель «численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения».

Сводным целевым показателем Государственной программы является экспорт туристических услуг.

Проверка и подтверждение достижения цели и решения задач Государственной программы обеспечиваются системой сведений о сводном целевом показателе и целевых показателях согласно приложению 1.

Решение задач Государственной программы обеспечивается выполнением комплекса мероприятий согласно приложению 2.

Сведения о сопоставимости сводного целевого и целевых показателей Государственной программы с индикаторами достижения Целей устойчивого развития приведены согласно приложению 3.

ГЛАВА 3
ПОДПРОГРАММА 1 «КАДРОВОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В СФЕРЕ ТУРИЗМА»

Подпрограмма 1 Государственной программы на 2016–2020 годы была направлена на разработку новых принципов и подходов к формированию и продвижению национального туристического продукта, создание системы управления отраслью, а также формирование кадрового, научного и учебно-методического обеспечения туризма.

В целях оказания экскурсионных услуг на высоком профессиональном уровне с 2007 года в Республике Беларусь проводится профессиональная аттестация экскурсоводов и гидов-переводчиков.

В 2016–2019 годы в рамках заседаний аттестационной комиссии аттестовано 352 экскурсовода и 143 гида-переводчика.

На 31 декабря 2019 г. в Республике Беларусь насчитывалось 1019 аттестованных специалистов: 812 экскурсоводов и 207 гидов-переводчиков (из них по языкам: английский – 93, польский – 33, немецкий – 33, китайский – 28, итальянский – 15, французский – 18, испанский – 7, турецкий – 5, японский – 2, иврит – 1, нидерландский – 1, португальский – 1), что позволяет удовлетворить запросы даже небольших рыночных сегментов и отдельных туристов.

В 2016–2019 годах разработан 41 туристско-экскурсионный маршрут, в том числе 22 новых экскурсионных маршрута, 11 экскурсий обновлены, 8 – переведены на иностранные языки.

Ежегодно в поддержку Международного дня памятников и исторических мест (18 апреля), установленного ЮНЕСКО в целях привлечения внимания общественности к вопросам защиты и сохранения всемирного культурного наследия, проводился «Фэст экскурсаводаў». В рамках данного фестиваля в целях пропаганды богатого архитектурно-исторического и природного наследия нашей страны организовывались экскурсии по Беларуси, в том числе для людей с инвалидностью, включая инвалидов-колясочников, инвалидов по зрению. Всего в 2016–2019 годах в рамках фестиваля проведено 786 экскурсий (в 2019 году – 350, в 2018 году – 100, в 2017 году – 150, в 2016 году – 186).

В 2016–2019 годах проведено 35 одно- и двухдневных образовательных семинаров во всех областях республики и г. Минске для представителей субъектов туристической деятельности, экскурсоводов, гидов-переводчиков, представителей средств массовой информации.

В рамках научного обеспечения туризма в 2016–2019 годах проводились исследования на темы «Обеспечение конкурентоспособности Республики Беларусь на рынке туризма с использованием инновационных технологий», «Оценка туристического потенциала регионов Республики Беларусь: спрос, предложение, конкуренция и рыночные тенденции», «Разработка проекта Национальной стратегии развития туризма в Республике Беларусь до 2035 года».

В рамках кадрового обеспечения Министерством спорта и туризма совместно с государственным учреждением «Национальное агентство по туризму», Национальной академией наук Беларуси, Министерством образования, местными исполнительными и распорядительными органами, учреждениями образования, субъектами хозяйствования, ассоциациями (союзами) субъектов туристической деятельности, общественными объединениями в сфере туризма реализованы мероприятия по обеспечению потребности туристической индустрии в кадрах, повышению качества туристических услуг и экскурсионного обслуживания, разработке новых и обновлению действующих экскурсий, созданию туристических маршрутов с активными способами передвижения.

Основными результатами реализации подпрограммы 1 Государственной программы на 2016–2020 годы стало повышение квалификации специалистов сферы туризма, совершенствование экскурсионного обслуживания, разработка и обновление туристско-экскурсионных маршрутов. Это позволило повысить качество обслуживания белорусских и зарубежных туристов на объектах туристической индустрии, продолжить формирование кадрового, научного и учебно-методического обеспечения туризма в соответствии с основными направлениями развития внутреннего, международного и въездного туризма.

В соответствии с задачей подпрограммы 1 Государственной программы основными направлениями деятельности в части учебно-методического обеспечения в сфере туризма являются:

ведение Государственного кадастра туристических ресурсов Республики Беларусь, Национального реестра экскурсоводов и гидов-переводчиков Республики Беларусь, реестра субъектов туристической деятельности, реестров экскурсий и туров по Беларуси, трансграничных маршрутов;

разработка и обновление экскурсий и туров по Беларуси, в том числе виртуальных, аудиогидов, трансграничных туристических маршрутов, а также маршрутов для людей с ограниченными возможностями;

разработка и издание во взаимодействии с заинтересованными брошюр и пособий по актуальным вопросам развития туризма, методических рекомендаций.

В части кадрового обеспечения в сфере туризма ключевыми направлениями деятельности станут:

учебно-воспитательная и патриотическая работа в форме туристско-экскурсионных программ и выездных мероприятий (конференции, семинары, тренинги, рекламные туры, конкурсы и другое), «Фэста экскурсаводаў»;

профессиональная аттестация экскурсоводов и гидов-переводчиков (обновление программного обеспечения, изготовление бланков свидетельств, разработка методических рекомендаций по подготовке и другое);

обмен опытом в сфере туризма внутри страны и за рубежом, в том числе онлайн;

реализация комплекса мер по совершенствованию подготовки специалистов для сферы туризма.

Решение поставленных задач будет осуществляться путем реализации комплекса мероприятий, предусмотренных в приложении 2.

Ожидаемыми результатами реализации подпрограммы 1 являются:

увеличение численности организованных туристов и экскурсантов – граждан Республики Беларусь, отправленных по маршрутам тура в пределах территории Республики Беларусь, в 2025 году по сравнению с 2020 годом в 1,5 раза;

ежегодное увеличение численности аттестованных экскурсоводов и гидов-переводчиков не менее чем на 50 человек;

ежегодное увеличение количества разработанных и обновленных экскурсий и туров не менее чем на 15 единиц.

Деятельность в рамках мероприятий подпрограммы 1 позволит расширить структуру предложения на рынке туристических услуг и создать привлекательный и конкурентоспособный на мировом уровне национальный туристический продукт, обеспеченный квалифицированным методическим и кадровым сопровождением.

ГЛАВА 4
ПОДПРОГРАММА 2 «МАРКЕТИНГ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ»

Подпрограмма 2 Государственной программы на 2016–2020 годы была направлена на формирование многоуровневой системы продвижения туристических услуг, развитие информационной системы комплексной поддержки внутреннего и въездного туризма, сети туристических информационных центров в регионах республики и за рубежом, в том числе на базе дипломатических представительств и консульских учреждений, а также представительств субъектов хозяйствования.

В 2016–2019 годах проводилась работа по изданию и тиражированию рекламно-информационных материалов о туристических возможностях Республики Беларусь. Были изданы брошюры «100 вещей, которые нужно сделать в Беларуси» и «50 вещей, которые нужно сделать в Беларуси», «Найди свою Беларусь» на 9 языках, туристическая карта Беларуси, тематические брошюры по видам туризма (гастрономический, культурно-познавательный, спортивный, промышленный, экологический, оздоровительный), изготовлена брендированная сувенирная продукция, выпущен набор открыток на русском и английском языках.

Рекламно-информационные материалы распространялись в рамках участия в выставках и презентациях, передавались в загранучреждения Республики Беларусь в Азербайджане, Армении, Болгарии, Бразилии, Великобритании, Венгрии, Германии, Израиле, Индии, Испании, Канаде, Китае, Корее, Латвии, Литве, Нидерландах, ОАЭ, Польше, России, Сирии, США, Таджикистане, Турции, Чехии, Узбекистане, Эквадоре, Эстонии.

Ежегодно велся календарь туристических событий, который был размещен на сайте Министерства спорта и туризма в разделе «Беларусь туристическая».

В целях развития и продвижения в глобальной компьютерной сети Интернет (далее – сеть Интернет) централизованных ресурсов о туристических возможностях Республики Беларусь belarustourism.by (для профессионалов) и belarus.travel (для туристов) проведены следующие мероприятия:

внедрены элементы визуального стиля сайта belarustourism.by, улучшена его структура и ускорена работа (в том числе запущена версия для слабовидящих), размещена программа пробного тестирования для подготовки к прохождению профессиональной аттестации, подтверждающей квалификацию экскурсоводов и гидов-переводчиков, проведены поисковая оптимизация и рекламная кампания сайта в социальных сетях;

разработана и запущена версия сайта belarus.travel на китайском, немецком, польском языках, а также усовершенствованная версия на белорусском и английском языках, внедрен каталог кемперных стоянок на территории Республики Беларусь;

в полном объеме заработал многофункциональный сервис онлайн-бронирования туристических услуг «VETLIVA» республиканского унитарного предприятия «ЦЕНТРКУРОРТ».

В 2019 году Министерством спорта и туризма проведено 39 маркетинговых мероприятий, направленных на продвижение туристического потенциала Республики Беларусь (15 выставок, 10 презентаций, 14 ознакомительных туров); в 2018 году – 39 маркетинговых мероприятий (15 выставок, 18 презентаций, 6 ознакомительных туров); в 2017 году – 33 маркетинговых мероприятия (13 выставок, 10 презентаций, 10 ознакомительных туров); в 2016 году – 28 маркетинговых мероприятий (12 выставок, 10 презентаций, 6 ознакомительных туров).

Всего в 2016–2019 годах проведено 139 маркетинговых мероприятий. В результате по итогам 2019 года экспорт туристических услуг составил 166 процентов к уровню 2016 года, количество иностранных туристов, посетивших Республику Беларусь в 2019 году, – 5 млн. человек (117,8 процента к уровню 2016 года).

Правительствами Республики Беларусь и Китайской Народной Республики 2018 год был объявлен Годом туризма Беларуси в Китае. В связи с этим Министерством спорта и туризма реализован соответствующий план мероприятий, включающий более 50 организационных, маркетинговых мероприятий, а также мероприятия по развитию туристической инфраструктуры, подготовке кадров и другие. В мае 2019 г. по заказу крупнейшей китайской туристической корпорации «CTS» республиканским унитарным предприятием «ЦЕНТРКУРОРТ» была организована корпоративная конференция китайской компании здорового питания «WANMEI» с участием 2300 человек.

В результате экспорт туристических услуг в КНР в 2019 году возрос на 16,3 процента к уровню 2018 года, количество китайских граждан, посетивших Беларусь в 2019 году, – на 38,8 процента.

В целях развития международного сотрудничества в сфере туризма:

действовал Совет по туризму государств – участников СНГ, в рамках работы которого регулярно рассматривались основные направления государственной политики в области туризма, ход реализации Стратегии развития сотрудничества государств – участников СНГ в области туризма и другие актуальные вопросы развития туризма на пространстве СНГ;

активизировано сотрудничество со Всемирной туристской организацией (далее – ЮНВТО): получена консультативная помощь экспертов ЮНВТО по внедрению Вспомогательного счета туризма при подготовке в 2016 году изменений в Закон Республики Беларусь от 25 ноября 1999 г. № 326-З «О туризме», Национальной стратегии развития туризма в Республике Беларусь до 2035 года, а также по поддержке туризма в условиях распространения пандемии коронавируса COVID-19;

при поддержке ЮНВТО в 2017 году впервые в Беларуси проведена Международная конференция «Брендинг дестинаций: Инновационные идеи для привлечения туристов» с участием Генерального секретаря ЮНВТО, более 300 делегатов, 23 спикеров в области маркетинга, разработки бренда и менеджмента в туризме из 15 стран мира;

проведены заседания Смешанной Белорусско-Турецкой комиссии по туризму, Совместной группы по сотрудничеству в области туризма с Литовской Республикой, Совместного туристского комитета по сотрудничеству в области туризма с Латвийской Республикой, Совместных комитетов по сотрудничеству в области туризма с Республикой Сербия, Государством Израиль, рабочих групп по сотрудничеству в области туризма с Республикой Польша, Венгрией, Украиной, организованы встречи и переговоры с представителями государственных туристических администраций государств – участников СНГ, КНР, ОАЭ, Турции, ряда регионов России и дипломатических миссий других стран.

В целях содействия развитию внутреннего и въездного туризма в Республике Беларусь, консолидации усилий всех государственных органов, организаций, физических лиц, занятых в сфере туризма, и поощрения достижений в развитии туристической индустрии в Республике Беларусь в 2016–2019 годах проводился республиканский туристический конкурс «Познай Беларусь».

Для более эффективного продвижения туристического потенциала Беларуси в мире продолжилась работа с новостными порталами Республики Беларусь и зарубежных стран по рекламе белорусского туризма.

В 2016–2018 годах Республика Беларусь занимала лидирующие позиции в номинации «Агротуризм» рейтинга «National Geographic Traveler Awards».

В 2017 году авторитетное британское издание «Таймс» включило Минск в топ-30 городов, привлекательных для отдыха на уик-энд.

В 2019 году британская газета «Independent» включила Минск в список европейских городов, которые рекомендуется посетить.

Беларусь попала в десятку лучших стран для путешествий в 2019 году по версии международного издательства Lonely Planet. В этом же году Беловежская пуща попала в топ-25 лучших направлений для путешествий по версии журнала «National Geographic Traveler». Французское издание «Le Figaro» назвало Беларусь «спящей красавицей Европы» и включило нашу страну в двадцатку лучших направлений для туризма в 2020 году.

Составители рейтингов чаще всего выделяли такие туристические достоинства Беларуси, как 30-дневный безвизовый режим, чистота и безопасность, архитектурное наследие г. Минска, обилие кафе и арт-площадок, обширные леса и многочисленные национальные парки. Кроме того, в связи с проведением II Европейских игр 2019 года в Республике Беларусь г. Минск был назван «центром глобальных событий и саммитов».

Выполнение мероприятий подпрограммы 2 Государственной программы на 2016–2020 годы способствовало формированию многоуровневой системы продвижения туристических услуг, развитию информационной системы комплексной поддержки внутреннего и въездного туризма, развитию сети туристических информационных центров в регионах республики.

Проблемными вопросами, которые необходимо решить в рамках реализации подпрограммы 2 Государственной программы, являются:

расширение целевых рынков международного въездного туризма по мере развития инфраструктуры, вывода на рынок новых туристических продуктов, в том числе с учетом необходимости создания новых каналов продаж и коммуникаций в условиях пандемии инфекции COVID-19;

увеличение темпов развития внутреннего туризма и формирование у граждан мотивации к ним посредством маркетинговых технологий;

расширение представленности туристического потенциала Республики Беларусь в интернет-пространстве, а также на влиятельных международных платформах и ресурсах ведущих телекомпаний.

Продвижение туристического потенциала Республики Беларусь на внутреннем и внешних туристических рынках в рамках подпрограммы 2 будет осуществляться за счет реализации основных направлений:

проведение маркетинговых исследований туристического рынка (в том числе по тематике Вспомогательного счета туризма);

продвижение туристического потенциала Республики Беларусь посредством участия в работе международных туристических выставок, национальных выставок Республики Беларусь за рубежом;

проведение информационно-рекламной кампании на территории Республики Беларусь и за рубежом (в том числе онлайн);

организация и проведение туристических событий и мероприятий (в том числе направленных на продвижение народных ремесел и белорусской национальной кухни) для делегаций из числа представителей государственных органов, туристических администраций, туристических компаний, средств массовой информации и блогеров зарубежных стран и Республики Беларусь для ознакомления с туристическим потенциалом Республики Беларусь;

осуществление международного сотрудничества в сфере туризма, включая проведение заседаний рабочих групп, комиссий, семинаров, конференций, а также участие в них.

В рамках развития информационной системы комплексной поддержки внутреннего и въездного туризма ключевыми направлениями деятельности будут являться:

создание, поддержка, обновление и продвижение централизованных ресурсов о туристических возможностях Республики Беларусь belarustourism.by и belarus.travel в сети Интернет;

проведение маркетинговых исследований по определению региональных точек роста, в том числе включая туристическую индустрию, а также приоритетных туристических продуктов для их последующего продвижения;

подготовка, издание, тиражирование и распространение рекламно-информационных материалов о туристическом потенциале Республики Беларусь на бумажных, электронных и цифровых носителях, включая мультимедийные презентации и видеоматериалы, сувенирной продукции, формирование и продвижение туристического бренда Республики Беларусь и регионов;

проведение республиканского туристического конкурса «Познай Беларусь»;

комплексное интернет-продвижение многофункционального сервиса онлайн-бронирования туристических услуг «VETLIVA»;

развитие и продвижение в сети Интернет сайтов областей и г. Минска, а также разработка и сопровождение мобильных приложений по туристическим маршрутам;

обеспечение функционирования государственного учреждения «Национальное агентство по туризму».

Комплекс мероприятий подпрограммы 2 представлен в приложении 2.

Основными результатами реализации подпрограммы 2 станут:

увеличение количества проведенных маркетинговых мероприятий, направленных на продвижение туристического потенциала Республики Беларусь (выставки, презентации, ознакомительные туры), с 24 единиц в 2020 году до 35 единиц в 2025 году;

увеличение численности иностранных граждан, посетивших Республику Беларусь, в 2025 году по сравнению с 2020 годом в 2 раза.

Деятельность в рамках мероприятий подпрограммы 2 создаст дополнительные возможности для продвижения национального туристического продукта на внутреннем и внешних рынках, роста экспортного потенциала и его диверсификации.

ГЛАВА 5
ПОДПРОГРАММА 3 «РАЗВИТИЕ ОБЪЕКТОВ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ»

Повышение узнаваемости Беларуси за рубежом, рост количества прибывших иностранных граждан в 2016–2019 годах положительно повлияли на развитие объектов туристической индустрии. Основной акцент в указанный период был сделан на совершенствование туристической инфраструктуры, повышение качества сервиса и сохранение историко-культурного наследия территорий, в том числе в рамках проектов международной технической помощи.

В 2019 году в Республике Беларусь насчитывалось 1089 коллективных средств размещения (темпы роста к 2016 году – 103,5 процента), с номерным фондом 40 773 единицы (темпы роста к 2016 году – 101,8 процента). Возросло количество лиц, размещенных в гостиницах и аналогичных средствах размещения. Так, в 2019 году размещено 2080 тыс. человек (из них граждан Республики Беларусь – 965 тыс. человек, или 46,4 процента), темпы роста данных показателей к уровню 2016 года составили 122,5 процента (по гражданам Республики Беларусь – 109 процентов, по гражданам других государств – 137,2 процента). Коэффициент загрузки гостиниц и аналогичных средств размещения в 2019 году составил 32,2 процента (в 2016 году – 27 процентов).

Количество санаторно-курортных и оздоровительных организаций увеличилось с 481 в 2016 году до 492 в 2019 году. В 2019 году за счет всех источников финансирования было принято более 869,4 тыс. человек, из которых 72,2 процента – граждане Беларуси (2016 год – 761, 7 тыс. человек, из которых 75,1 процента – граждане Беларуси).

В 2019 году в республике насчитывалось 2760 субъектов агроэкотуризма (в 2016 году – 2279 субъектов). Количество туристов, которые были обслужены субъектами агроэкотуризма, с 2016 по 2019 год увеличилось в 1,7 раза и составило более 514,8 тыс. человек (с превалированием доли граждан Республики Беларусь).

Проблемными вопросами, которые необходимо будет решить в рамках реализации подпрограммы 3 Государственной программы, являются:

преобладание транзитных поездок и частных визитов в структуре въездных потоков без использования коллективных средств размещения, формирующих основную часть доходов туристической индустрии;

нехватка в регионах средств размещения эконом-класса с единой системой качества обслуживания туристов и средств размещения, позволяющих принимать большие организованные группы туристов.

Основными направлениями реализации подпрограммы 3 Государственной программы являются:

финансовая поддержка субъектов агроэкотуризма в соответствии с законодательством;

строительство, модернизация объектов туристической индустрии, в том числе коллективных средств размещения, объектов придорожного сервиса, создание системы пространственного ориентирования на туристско-рекреационных маршрутах.

Комплекс мероприятий подпрограммы 3 Государственной программы, указанных в приложении 2, охватывает все регионы Республики Беларусь. В 2021–2025 годах планируется реализовать 12 мероприятий в Брестской области, 12 – в Витебской области, 7 – в Гомельской области, 12 – в Гродненской области, 12 – в Минской области, 7 – в Могилевской области, 11 – в г. Минске.

Ожидаемым результатом реализации подпрограммы 3 Государственной программы станет увеличение численности лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, в 2025 году по сравнению с 2020 годом в 2 раза.

Выполнение мероприятий подпрограммы 3 Государственной программы будет способствовать обновлению материально-технической базы объектов туристической индустрии, внедрению передовых технологий и сохранению аутентичных традиций, что позволит реализовать полноценный комплекс туристических услуг для удовлетворения максимального числа туристов.

ГЛАВА 6
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Финансовое обеспечение реализации Государственной программы согласно приложению 4 предполагается осуществлять за счет средств республиканского и местных бюджетов, собственных средств исполнителя (исполнителей подпрограммы 3), а также за счет иных источников, не запрещенных законодательством, в том числе средств международной технической помощи Европейского союза.

Общий объем финансирования составит 488 451 843,2 рубля, в том числе средства республиканского бюджета – 18 662 417 рублей, местных бюджетов – 5 720 257,4 рубля, собственные средства исполнителя – 461 520 600 рублей, средства из иных источников (международная техническая помощь Европейского союза) – 2 548 568,8 рубля, из них по годам:

2021 год: объем финансирования – 164 513 761,1 рубля, в том числе средства республиканского бюджета – 3 484 630 рублей, местных бюджетов – 1 026 793,6 рубля, собственные средства исполнителя – 158 082 800 рублей, средства из иных источников (международная техническая помощь Европейского союза) – 1 919 537,5 рубля;

2022 год: объем финансирования – 129 385 579,4 рубля, в том числе средства республиканского бюджета – 3 609 649 рублей, местных бюджетов – 1 084 899,1 рубля, собственные средства исполнителя – 124 062 000 рублей, средства из иных источников (международная техническая помощь Европейского союза) – 629 031,3 рубля;

2023 год: объем финансирования – 87 033 294,9 рубля, в том числе средства республиканского бюджета – 3 735 044 рубля, местных бюджетов – 1 141 850,9 рубля, собственные средства исполнителя – 82 156 400 рублей;

2024 год: объем финансирования – 55 788 580,9 рубля, в том числе средства республиканского бюджета – 3 853 580 рублей, местных бюджетов – 1 201 800,9 рубля, собственные средства исполнителя – 50 733 200 рублей;

2025 год: объем финансирования – 51 730 626,9 рубля, в том числе средства республиканского бюджета – 3 979 514 рублей, местных бюджетов – 1 264 912,9 рубля, собственные средства исполнителя – 46 486 200 рублей.

Объем финансирования Государственной программы будет ежегодно уточняться в соответствии с законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и решениями местных Советов депутатов.

ГЛАВА 7
ОСНОВНЫЕ РИСКИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ. МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ

Перспективы развития сферы туризма связаны с интенсивностью экономического развития страны, эффективностью реализации Национальной стратегии развития туризма до 2035 года, иными задачами, поставленными перед сферой туризма.

Эффективность реализации Государственной программы будет зависеть от нескольких групп рисков: финансово-экономические, социально-политические, экологические, эпидемиологические, техногенные, технологические и другие.

Данные риски могут быть выражены в девальвации белорусского рубля, росте темпов инфляции, изменении обменного курса валют, экономических санкциях, сбоях платежных систем, стихийных бедствиях и неблагоприятных погодных условиях (наводнения, ураганы, снежные заносы и другое), вспышке инфекционных заболеваний, бактериологическом и радиоактивном заражении мест пребывания туристов, повышении содержания вредных химических веществ в воздухе, воде, почве и ином.

В случае возникновения данных рисков мероприятия Государственной программы будут выполнены не более чем на 50–60 процентов. Сводный целевой показатель объема экспорта туристических услуг будет достигнут на уровне не более 35 процентов.

В целях минимизации указанных рисков планируется перераспределение финансовых средств Государственной программы на финансирование приоритетных мероприятий.

Механизм управления рисками целесообразно осуществлять на комплексной основе со следующими элементами контроля:

своевременное выявление рисков, распределение полномочий по управлению ими и проведение анализа их воздействия на туристическую сферу;

выработка оперативных решений по минимизации рисков и своевременное доведение задач для смягчения их воздействия до исполнителей;

мониторинг управления рисками и корректировка Государственной программы – ежегодный анализ рисков (в случае возникновения), требующих соответствующих корректировок целевых показателей, изменения перечня мероприятий в целях минимизации последствий наступления кризисных ситуаций, повлиявших на сферу туризма.

При изменении ситуации на международном и внутреннем туристическом рынках и объемов выделяемого финансирования планируется оперативно пересматривать приоритеты целевых рынков и маркетинговую деятельность не реже одного раза в год, при необходимости организовывать созыв внеочередного заседания Межведомственного экспертно-координационного совета по туризму при Совете Министров Республики Беларусь (уменьшение количества выставочных мероприятий, тиража издания рекламно-информационных материалов, переориентация на рынки стран-соседей).

ГЛАВА 8
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Оценка эффективности реализации Государственной программы основывается на сопоставлении результатов ее реализации (степень решения задач, достижения плановых значений показателей) и соответствия фактического объема финансирования Государственной программы запланированному.

Основными источниками получения сведений о выполнении сводного целевого и целевых показателей Государственной программы являются официальная статистическая информация об экспорте туристических услуг, сформированная в соответствии с методикой по формированию статистических показателей по внешней торговле услугами Республики Беларусь, об осуществлении туристической деятельности, а также годовые отчеты государственного учреждения «Национальное агентство по туризму».

Оценка эффективности реализации Государственной программы осуществляется в восемь этапов.

На первом этапе оценивается степень достижения планового значения целевого показателя подпрограмм по формуле

 

 

где    СДЦП – степень достижения планового значения целевого показателя подпрограммы в отчетном периоде;

СПФ – значение целевого показателя, характеризующего задачу подпрограммы, фактически достигнутое на конец отчетного периода;

ЦПП – плановое значение целевого показателя.

Если значение СДЦП больше 1,0, то при расчете степени достижения плановых значений целевых показателей оно принимается равным 1,0.

На втором этапе оценивается средняя степень достижения плановых значений целевых показателей по формуле

 

 

где    ССПП – средняя степень достижения плановых значений целевых показателей в отчетном периоде;

 – степень достижения планового значения целевого показателя подпрограммы в отчетном периоде;

n – количество целевых показателей отдельной подпрограммы.

На третьем этапе оценивается степень выполнения мероприятий.

Оценка степени выполнения мероприятий рассчитывается как среднее арифметическое значений степени выполнения всех мероприятий в разрезе подпрограмм по формуле

 

 

где    СM – степень выполнения мероприятий подпрограммы;

M – степень реализации мероприятий подпрограммы (указывается в приложении 2 к отчету о результатах реализации Государственной программы);

m – количество мероприятий подпрограммы.

Если мероприятие является выполненным в течение отчетного периода, то степень его выполнения определяется в 100 процентов и при расчете принимается равной 1,0. Если мероприятие является не выполненным в отчетный период, при этом оно выполнено в период подготовки годового отчета о результатах реализации Государственной программы, то степень его выполнения оценивается в 90 процентов и при расчете принимается равной 0,9.

При возникновении рисков, указанных в главе 7, мероприятия Государственной программы будут выполнены не более чем на 50–60 процентов и при расчете степени выполнения мероприятий показатель принимается равным 1,0.

На четвертом этапе рассчитывается степень решения задач отдельной подпрограммы по формуле

 

 

где    СРПП – степень решения задач отдельной подпрограммы в отчетном периоде;

ССПП – средняя степень достижения плановых значений целевых показателей подпрограммы (задачи);

СM – степень выполнения мероприятий подпрограммы.

На пятом этапе оценивается эффективность реализации отдельной подпрограммы.

Эффективность реализации подпрограммы определяется как отношение степени решения задач отдельной подпрограммы к степени соответствия фактического объема финансирования (республиканский и местный бюджеты) этой же подпрограммы запланированному объему финансирования (республиканский и местный бюджеты) в отчетном году по формуле

 

 

где    ЭПП – эффективность реализации отдельной подпрограммы в отчетном периоде;

СРПП – степень решения задач отдельной подпрограммы в отчетном периоде;

ФПФ – фактический объем финансирования (республиканский и местный бюджеты) подпрограммы в отчетном году;

ФПП – плановый объем финансирования (республиканский и местный бюджеты) подпрограммы в отчетном году.

На шестом этапе оценивается степень достижения цели Государственной программы. Для этого определяется степень достижения планового значения сводного целевого показателя Государственной программы по формуле

 

 

где    СДСЦП – степень достижения планового значения сводного целевого показателя Государственной программы в отчетном периоде;

СЦПФ – значение сводного целевого показателя Государственной программы, фактически достигнутое на конец отчетного периода;

СЦПП – плановое значение сводного целевого показателя Государственной программы.

Если значение СДСЦП больше 1,0, то при расчете достижения планового значения сводного целевого показателя Государственной программы оно принимается равным 1,0.

При возникновении рисков, указанных в главе 7 Государственной программы, сводный целевой показатель объема экспорта туристических услуг будет достигнут на уровне не более 35 процентов, и при расчете достижения планового значения сводного целевого показателя Государственной программы оно принимается равным 1,0.

На седьмом этапе оценивается уровень степени достижения цели Государственной программы и решения поставленных задач подпрограмм по формуле

 

 

где    СУГП – средний уровень степени достижения цели Государственной программы и решения задач подпрограмм;

СРПП – степень решения задач отдельной подпрограммы в отчетном периоде;

СДСЦП – степень достижения планового значения сводного целевого показателя Государственной программы в отчетном периоде.

На восьмом этапе определяется эффективность реализации Государственной программы.

Эффективность реализации Государственной программы определяется как отношение среднего уровня степени достижения цели Государственной программы и решения задач подпрограмм к степени соответствия фактического объема финансирования Государственной программы запланированному объему финансирования в отчетном году по формуле

 

 

где    ЭГП – эффективность реализации Государственной программы;

СУГП – средний уровень степени достижения цели Государственной программы и решения задач подпрограмм;

ФГПФ – фактический объем финансирования (республиканский и местный бюджеты) Государственной программы в отчетном году;

ФГПП – плановый объем финансирования (республиканский и местный бюджеты) Государственной программы в отчетном году.

Эффективность реализации Государственной программы (подпрограммы) признается:

высокой, если значение ЭГППП) составляет не менее 0,9;

средней, если значение ЭГППП) составляет не менее 0,8;

удовлетворительной, если значение ЭГППП) составляет не менее 0,7.

В остальных случаях эффективность реализации Государственной программы (подпрограммы) признается неудовлетворительной.

Государственная программа может быть признана высокоэффективной при условии, если плановое значение сводного целевого показателя достигнуто всеми регионами.

Подпрограмма 3 может быть признана высокоэффективной, если плановые значения целевого показателя достигнуты всеми регионами.

При оценке эффективности реализации Государственной программы нарастающим итогом рассчитывается:

степень достижения показателей путем суммирования фактических значений соответствующего показателя по каждому году анализируемого периода и сопоставления с суммой плановых его значений за аналогичный период;

степень выполнения мероприятий как среднее арифметическое значение степени выполнения мероприятий каждого года анализируемого периода соответственно;

степень соответствия фактического объема финансирования Государственной программы (подпрограммы) запланированному путем сопоставления суммарных значений фактического и планового объемов финансирования Государственной программы (подпрограммы) каждого года анализируемого периода соответственно.

 


 

 

Приложение 1

к Государственной программе
«Беларусь гостеприимная»
на 2021–2025 годы

СВЕДЕНИЯ
о сводном целевом показателе и целевых показателях Государственной программы

Наименование показателя

Заказчик

Единица измерения

Значения показателей по годам

2021

2022

2023

2024

2025

Сводный целевой показатель

1. Экспорт туристических услуг*

облисполкомы, Минский горисполком, Управление делами Президента Республики Беларусь

млн. долларов США

150,0

200,0

260,0

350,0

500,0

Целевые показатели

Подпрограмма 1 «Кадровое и учебно-методическое обеспечение в сфере туризма»

Задача. Создание условий для развития массового внутреннего туризма

2. Численность организованных туристов и экскурсантов – граждан Республики Беларусь, отправленных по маршрутам тура в пределах территории Республики Беларусь (к 2020 году)

Минспорт

процентов

108,0

116,0

126,0

136,0

147,0

3. Численность аттестованных экскурсоводов и гидов-переводчиков

»

человек

50

60

70

80

90

4. Количество разработанных и обновленных экскурсий и туров

»

единиц

15

16

17

18

19

Подпрограмма 2 «Маркетинг туристических услуг»

Задача 1. Продвижение туристического потенциала Республики Беларусь на внутреннем и внешних туристических рынках

5. Количество проведенных маркетинговых мероприятий, направленных на продвижение туристического потенциала Республики Беларусь (выставки, презентации, ознакомительные туры)

Минспорт

единиц

20

23

25

30

35

Задача 2. Развитие информационной системы комплексной поддержки внутреннего и въездного туризма

6. Численность иностранных граждан, посетивших Республику Беларусь (к 2020 году)

Минспорт

процентов

108,0

130,0

150,0

180,0

200,0

Подпрограмма 3 «Развитие объектов туристической индустрии»

Задача. Создание развитой туристической индустрии, способной реализовывать качественный конкурентоспособный комплекс туристических услуг для удовлетворения максимального числа туристов

7. Численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения (к 2020 году)*

облисполкомы, Минский горисполком

процентов

108,0

130,0

150,0

180,0

200,0

 

______________________________

* Значение показателя по областям и г. Минску устанавливается заказчиками в региональном комплексе мероприятий по согласованию с Министерством спорта и туризма.

 

 

Приложение 2

к Государственной программе
«Беларусь гостеприимная»
на 2021–2025 годы

КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ
Государственной программы

Название мероприятия

Сроки реализации, годы

Заказчики

Источники финансирования

Подпрограмма 1 «Кадровое и учебно-методическое обеспечение в сфере туризма»

Задача. Создание условий для развития массового внутреннего туризма

1. Проведение разработок, исследований и их внедрение в практическую деятельность в сфере туризма, разработка, обновление стандартов в сфере туристических услуг

2021–2025

Минспорт

республиканский бюджет

2. Проведение учебно-воспитательной и патриотической работы в форме туристско-экскурсионных программ и выездных мероприятий (конференции, семинары, тренинги, рекламные туры, конкурсы и другое), «Фэсту экскурсаводаў»

2021–2025

»

»

3. Ведение Государственного кадастра туристических ресурсов Республики Беларусь, Национального реестра экскурсоводов и гидов-переводчиков Республики Беларусь, реестра субъектов туристической деятельности, реестров экскурсий и туров по Беларуси, трансграничных маршрутов

2021–2025

»

»

4. Организация и проведение профессиональной аттестации экскурсоводов и гидов-переводчиков (обновление программного обеспечения, изготовление бланков свидетельств, разработка методических рекомендаций по подготовке, другое)

2021–2025

»

»

5. Разработка и обновление экскурсий и туров по Беларуси, в том числе виртуальных, аудиогидов, трансграничных туристических маршрутов, а также маршрутов для людей с ограниченными возможностями

2021–2025

»

»

6. Обмен опытом в сфере туризма внутри страны и за рубежом (в том числе онлайн)

2021–2025

»

»

7. Разработка и издание во взаимодействии с заинтересованными брошюр и пособий по актуальным вопросам развития туризма, методических рекомендаций

2021–2025

»

»

8. Реализация комплекса мер по совершенствованию подготовки специалистов для сферы туризма (в том числе корректировка образовательных стандартов, учебных программ, формирование системы дистанционного образования, открытие новых востребованных специальностей в сфере туризма)

2021–2025

»

Подпрограмма 2 «Маркетинг туристических услуг»

Задача 1. Продвижение туристического потенциала Республики Беларусь на внутреннем и внешних туристических рынках

9. Проведение маркетинговых разработок, исследований туристического рынка (в том числе по тематике Вспомогательного счета туризма), их внедрение в практическую деятельность в сфере туризма и гостеприимства

2021–2025

Минспорт, Минский горисполком

республиканский и местные бюджеты

10. Продвижение туристического потенциала Республики Беларусь, регионов и г. Минска (в том числе санаторно-курортного оздоровления и сервиса онлайн-бронирования «VETLIVA») путем участия в работе международных туристических выставок, национальных выставок Республики Беларусь за рубежом и других мероприятий, проведения информационно-рекламной кампании на территории Республики Беларусь и за рубежом (в том числе онлайн), организации и проведения туристических событий и мероприятий (в том числе направленных на продвижение народных ремесел и белорусской национальной кухни) для делегаций из числа представителей государственных органов, туристических администраций, туристических компаний, средств массовой информации и блогеров зарубежных стран и Республики Беларусь для ознакомления с туристическим потенциалом Республики Беларусь

2021–2025

Минспорт, Управление делами Президента Республики Беларусь, облисполкомы, Минский горисполком

»

11. Осуществление международного сотрудничества в сфере туризма, включая проведение заседаний рабочих групп, комиссий, семинаров, конференций, а также участие в них

2021–2025

Минспорт, облисполкомы, Минский горисполком

»

Задача 2. Развитие информационной системы комплексной поддержки внутреннего и въездного туризма

12. Создание, поддержка, обновление и продвижение централизованных ресурсов о туристических возможностях Республики Беларусь www.belarustourism.by и www.belarus.travel в сети Интернет

2021–2025

Минспорт

республиканский бюджет

13. Проведение маркетинговых исследований по определению региональных точек роста, включая туристическую индустрию, а также приоритетных туристических продуктов для их последующего продвижения

2021–2025

»

»

14. Подготовка, издание, тиражирование и распространение рекламно-информационных материалов о туристическом потенциале Республики Беларусь, регионов и г. Минска на бумажных, электронных и цифровых носителях, включая мультимедийные презентации и видеоматериалы, сувенирной продукции, формирование и продвижение туристического бренда Республики Беларусь, регионов и г. Минска

2021–2025

Минспорт, Управление делами Президента Республики Беларусь, облисполкомы, Минский горисполком

республиканский и местные бюджеты

15. Проведение республиканского туристического конкурса «Познай Беларусь!»

2021–2025

Минспорт

республиканский бюджет

16. Комплексное продвижение, модернизация многофункционального сервиса онлайн-бронирования туристических услуг «VETLIVA»

2021–2025

Управление делами Президента Республики Беларусь

»

17. Создание и продвижение в сети Интернет сайтов о туристическом потенциале областей и г. Минска, а также разработка и сопровождение мобильных приложений по туристическим маршрутам

2021–2025

Минспорт, облисполкомы, Минский горисполком

республиканский и местные бюджеты

18. Обеспечение функционирования ГУ «Национальное агентство по туризму»

2021–2025

Минспорт

республиканский бюджет

Подпрограмма 3 «Развитие объектов туристической индустрии» Задача. Создание развитой туристической индустрии, способной реализовывать качественный конкурентоспособный комплекс туристических услуг для удовлетворения максимального числа туристов

19. Финансовая поддержка субъектов агроэкотуризма в соответствии с законодательством

2021–2025

ОАО «Белагропромбанк»

республиканский бюджет

20. Строительство гостиницы, медицинского центра «НОВАМЕД» в г. Бресте по просп. Республики

2021–2022

Брестский облисполком

собственные средства исполнителя

21. Строительство и обустройство туристического комплекса «ЭкоБел «Колбовичи» в районе дер. Колбовичи Барановичского района

2021–2025

»

»

22. Строительство дома охотника и рыболова на 8 мест в Ганцевичском районе

2021–2025

»

»

23. Создание мест размещения для паломников в урочище «Извийский бор» на 6 мест в Ганцевичском районе

2021–2025

»

»

24. Строительство гостиницы ЧУП «Вкус-Ника» в г. Ивацевичи

2021–2023

»

»

25. Строительство комплекса домиков для туристов ИП Скрипник Е.В. в г. Коссово Ивацевичского района

2021–2023

»

»

26. Модернизация санатория «Буг» в урочище Сосновый бор в Жабинковском районе

2021–2025

»

»

27. Реставрация усадьбы рода Рейтанов в дер. Грушевка Ляховичского района

2021–2025

»

иные источники (международная техническая помощь Европейского союза)

28. Организация площадки для палаточного городка на стадионе «Колос» в г. Каменце

2021–2025

»

собственные средства исполнителя

29. Обустройство экологических маршрутов на территории ГПУ «Республиканский биологический заказник «Споровский»

2021–2025

»

»

30. Разработка, обустройство и продвижение туристического маршрута для сплава на байдарках по Днепро-Бугскому каналу, рекам Мухавец и Западный Буг

2021–2023

»

иные источники (международная техническая помощь Европейского союза)

31. Создание экологического маршрута «Янаўскi ровар» на территории Ивановского района

2021–2025

»

собственные средства исполнителя

32. Создание объекта придорожного сервиса в Дубровенском районе на автомобильной дороге М-1/Е, 30-й км, 608 (право) (гостиница, развлекательный центр, ресторан, автостоянка)

2020–2023

Витебский облисполком

»

33. Строительство двух наблюдательных вышек на территории республиканского ландшафтного заказника «Ельня»

2021

»

иные источники (международная техническая помощь Европейского союза)

34. Оборудование места для кемпинга на территории республиканского ландшафтного заказника «Ельня»

2021

»

»

35. Реконструкция здания дома быта «Орша» под туристско-гостиничный комплекс в г. Орше, ул. Ленина, 106

2021–2022

»

собственные средства исполнителя

36. Строительство парка-отеля «Встреча» в Оршанском районе на автомобильной дороге М-1/Е, 30-й км, 574 (лево)

2021

»

»

37. Создание многофункционального объекта придорожного сервиса в г.п. Шумилино на автомобильной дороге Р-20, 43-й км (право)

2021

»

»

38. Строительство гостиницы на 35 номеров с рестораном и банкетным залом в г. Полоцке, просп. Ф.Скорины, 3

2021

»

»

39. Реконструкция АЗС № 8 на Старобабиновичском тракте в г. Витебске

2021

»

»

40. Реконструкция АЗС № 23 на автомобильной дороге Р-3, 216, 85-й км (право), Браславского района

2022

»

»

41. Реконструкция дома охотника (рыбака) в дер. Тофели Россонского района

2021

»

»

42. Оборудование «Мифологической тропы», сувенирной лавки и приобретение катамаранов в СТК «Озерки» Поставского района

2021

»

»

43. Обустройство базы отдыха ООО «ЛИГМОД» (приобретение туристического и спортивного инвентаря и оборудования, оборудование 4 мест отдыха, обустройство беседки, кострища, стоянки для автомобилей) в Полоцком районе

2021–2025

»

»

44. Ремонт жилого фонда на территории филиала «Санаторий «Золотые пески» имени И.М.Золотухина» ОАО «Гомельпромстрой»

2021–2025

Гомельский облисполком

»

45. Благоустройство территории филиала «Санаторий «Золотые пески» имени И.М.Золотухина» ОАО «Гомельпромстрой»

2021–2025

»

»

46. Реконструкция корпуса на территории филиала ОАО «Санаторий «Машиностроитель» (Ченковский сельсовет, урочище Ченки, Гомельский район)

2021

»

»

47. Реконструкция базы отдыха «Медовый рай» ОАО «Гомсельмаш» в дер. Смычек Буда-Кошелевского района

2022

»

»

48. Ремонт жилого фонда гостиницы учреждения «ГОЦОР по игровым видам спорта»

2021–2022

»

»

49. Ремонт жилого фонда гостиницы «Днепр» отдела спорта и туризма Речицкого райисполкома

2021–2023

»

»

50. Ремонт жилого фонда гостиницы «Днепровская жемчужина» центра олимпийского резерва г. Жлобина

2021–2022

»

»

51. Строительство гостиничного комплекса в г. Новогрудке, ул. Мицкевича, 89

2022

Гродненский облисполком

»

52. Строительство корпуса № 4 в санатории «Радон» Дятловского района

2021–2025

»

»

53. Строительство комплекса сервисных услуг в г. Волковыске

2021–2023

»

»

54. Введение в эксплуатацию кафе «Понарка» в г. Ошмяны

2025

»

»

55. Реконструкция гостинично-ресторанного комплекса «Гродно» в г. Гродно

2016–2022

»

»

56. Реконструкция гостиницы «Беларусь» в г. Гродно

2018–2021

»

»

57. Капитальный ремонт гостиницы «Панский дом» в г. Новогрудке, ул. Гродненская, 3

2022

»

»

58. Строительство многофункционального оздоровительного комплекса «Святск» в Гродненском районе

2022

»

»

59. Строительство аппарт-отеля в г. Гродно, ул. Большая Троицкая, 57

2021

»

»

60. Ремонт общежития Берестовицкого РУП ЖКХ с устройством гостиницы и пункта питания в г.п. Большая Берестовица

2021

»

»

61. Завершение строительства гостинично-ресторанного комплекса в г. Сморгони

2021–2022

»

»

62. Реконструкция административного здания ЧУП «Общепит» Ивьевского райпо под здание торговли, общественного питания и оказания сферы услуг «Эльвира» в г. Ивье

2021–2025

»

»

63. Строительство стационарного кафе вместо сезонного в центре экологического туризма «Станьково» в Дзержинском районе

2021

Минский облисполком

»

64. Строительство банного комплекса, бассейна, кинотеатра в ООО «Сервисный центр Веста», Дзержинский район

2022

»

»

65. Строительство спортивно-туристического гольф-комплекса в ООО «Зеленая гавань», Минский район

2021–2025

»

»

66. Ремонт объектов охотничьего комплекса «Вязычин» в ГЛХУ «Березинский лесхоз», Березинский район

2021–2025

»

»

67. Модернизация здания турбазы в г. Несвиже, ул. Чкалова, 23

2021

»

»

68. Строительство объекта «Выставочный зал ретроавтомобилей» в г. Несвиже по ул. Чкалова, 23

2021

»

»

69. Реконструкция капитального строения под художественную галерею в г. Несвиже по ул. Ленинской, 12

2022

»

»

70. Реконструкция пункта технического обслуживания под объект общественного питания в г. Несвиже по ул. Гейсика, 1/19

2022

»

»

71. Строительство гостинцы и кафе в ООО «АТО-Ж» в г. Жодино

2021–2022

»

»

72. Строительство гостиничного комплекса в ООО «Венисье Групп» в г. Жодино

2021–2022

»

»

73. Реконструкция здания под отель ЧП «Вальковский» в Копыльском районе

2021

»

»

74. Реконструкция ресторана «Колос», столовой Копыльского райпо

2021

»

»

75. Строительство объекта общественного питания в ООО «БелБургер» в г. Бобруйске в районе пересечения ул. Минской и ул. Урицкого

2021–2022

Могилевский облисполком

»

76. Модернизация экотуркомплекса «Николаевские пруды» ГУКДСП «Круглянская ПМК № 226», дер. Лысковщина, Круглянский район

2024–2025

»

»

77. Ремонт номерного фонда санатория «Шинник» ОАО «Белшина»

2021–2025

»

»

78. Обустройство кемпинга в дер. Грудичино Быховского района

2021–2022

»

»

79. Благоустройство дома охотника в дер. Гамарня Быховского района

2022

»

»

80. Строительство туристической базы в ООО «Солнце Бай» в агрогородке Лапичи Осиповичского района

2021–2022

»

»

81. Обустройство зоны отдыха, прилегающей к озеру, в КФХ «Карп Хаус» в дер. Сокольник Кричевского района

2021

»

»

82. Проектирование и строительство объекта «Многофункциональный общественно-торгово-гостиничный комплекс «Novotel Minsk Mayakovskaya» с медицинским центром

2021–2024

Минский горисполком

»

83. Строительство объекта «Детско-юношеский центр с гостиницей и культурно-досуговым блоком по ул. Вышелесского в г. Минске»

2021

»

»

84. Строительство и ввод в эксплуатацию многофункционального гостинично-делового комплекса на пересечении просп. Независимости и ул. Калиновского в г. Минске

2021–2023

»

»

85. Строительство гостинично-делового комплекса с теннисным центром в границах просп. Победителей и пер. Веснянка в г. Минске

2021–2022

»

»

86. Строительство многофункционального комплекса в границах квартала просп. Независимости – ул. Я.Купалы – р. Свислочь, включая инженерную и транспортную инфраструктуру

2021–2025

»

»

87. Строительство многофункционального гостиничного комплекса в г. Минске по ул. К.Цеткин

2021–2025

»

»

88. Совершенствование системы пространственного ориентирования

2021–2025

»

»

89. Разработка и создание информационных стендов, указателей возле объектов туристической индустрии (в том числе на иностранных языках и в корректной латинской транскрипции), отражение в историческом центре г. Минска событий Первой и Второй мировых войн (Холокост, выдающиеся личности, «перекличка эпох», подпольное движение и другие), а также утраченного наследия Беларуси (графическим, контурным или иными способами)

2021–2025

»

»

90. Увеличение количества оборудованных обзорных площадок в г. Минске

2021–2025

»

»

91. Создание стоянок туристических автобусов в местах прибытия (железнодорожный вокзал, аэропорт), объектах размещения и питания, а также туристических объектах в г. Минске

2021–2025

»

»

92. Обеспечение туристических маршрутов г. Минска санитарными остановками (в том числе для лиц с ограниченными возможностями)

2021–2025

»

»

 

 

Приложение 3

к Государственной программе
«Беларусь гостеприимная»
на 2021–2025 годы

СВЕДЕНИЯ
о сопоставимости сводного целевого и целевых показателей Государственной программы с индикаторами достижения Целей устойчивого развития

Наименование Цели устойчивого развития

Задача

Индикаторы

Соответствующая задача Государственной программы

Сопоставимые показатели Государственной программы

Примечания

Цель 8. Содействие поступательному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех

Задача 8.9. К 2030 году обеспечить разработку и осуществление стратегий поощрения устойчивого туризма, который способствует созданию рабочих мест, развитию местной культуры и производству местной продукции

8.9.2.1. Доля занятых в сфере туризма в общей численности занятых

информация о численности занятого населения по видам экономической деятельности публикуется Белстатом («Беларусь в цифрах: статистический справочник») в июле года, следующего за отчетным. Отчет о ходе реализации Государственной программы представляется до 1 марта, в связи с этим показатель нецелесообразно включать в Государственную программу

Цель 12. Обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства

Задача 12.b. Разрабатывать и внедрять инструменты мониторинга влияния, оказываемого на устойчивое развитие устойчивым туризмом, который способствует созданию рабочих мест, развитию местной культуры и производству местной продукции

12.b.1.1. Количество стратегий или директив в области туризма

Национальная стратегия развития туризма в Республике Беларусь до 2035 года утверждена протоколом заседания Межведомственного экспертно-координационного совета по туризму при Совете Министров Республики Беларусь от 7 октября 2020 г. № 05/34пр. В связи с этим показатель нецелесообразно включать в Государственную программу

 

 

12.b.1.2 Экспорт туристических услуг

продвижение туристического потенциала Республики Беларусь на внутреннем и внешних туристических рынках

экспорт туристических услуг (сводный целевой показатель)

 

 

 

Приложение 4

к Государственной программе
«Беларусь гостеприимная»
на 2021–2025 годы

ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
комплекса мероприятий Государственной программы

Источники финансирования

Заказчик

Объемы финансирования (в текущих ценах, белорусских рублей)

всего

в том числе по годам

2021

2022

2023

2024

2025

Подпрограмма 1 «Кадровое и учебно-методическое обеспечение в сфере туризма»

Задача. Создание условий для развития массового внутреннего туризма

Всего

 

683 837,0

125 000,0

130 625,0

136 503,0

142 645,0

149 064,0

в том числе республиканский бюджет

Минспорт (ГУ «Национальное агентство по туризму»)

683 837,0

125 000,0

130 625,0

136 503,0

142 645,0

149 064,0

Подпрограмма 2 «Маркетинг туристических услуг»

Задача 1. Продвижение туристического потенциала Республики Беларусь на внутреннем и внешних туристических рынках

Всего

 

7 605 579,2

1 398 758,0

1 442 233,0

1 511 028,4

1 590 877,7

1 662 682,1

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

республиканский бюджет, всего

 

4 676 630,0

859 168,0

896 201,0

934 483,0

972 987,0

1 013 791,0

в том числе:

Минспорт (ГУ «Национальное агентство по туризму»)

4 453 530,0

814 068,0

850 701,0

888 983,0

928 987,0

970 791,0

 

Управление делами Президента Республики Беларусь (РУП «ЦЕНТРКУРОРТ»)

223 100,0

45 100,0

45 500,0

45 500,0

44 000,0

43 000,0

местные бюджеты, всего

 

2 928 949,2

539 590,0

546 032,0

576 545,4

617 890,7

648 891,1

в том числе:

Брестский облисполком

1 319 810,0

236 005,0

249 225,0

263 180,0

277 920,0

293 480,0

Витебский облисполком

96 605,0

14 240,0

19 110,0

20 065,0

21 068,0

22 122,0

Гомельский облисполком

256 748,0

40 013,0

45 490,7

52 658,0

56 839,3

61 747,0

 

Гродненский облисполком

741 101,2

139 332,0

140 725,3

145 490,4

155 058,4

160 495,1

 

Минский облисполком

114 000,0

20 000,0

22 000,0

22 000,0

25 000,0

25 000,0

 

Могилевский облисполком

54 837,0

10 000,0

10 481,0

10 952,0

11 445,0

11 959,0

 

Минский горисполком

345 848,0

80 000,0

59 000,0

62 200,0

70 560,0

74 088,0

Задача 2. Развитие информационной системы комплексной поддержки внутреннего и въездного туризма

Всего

 

15 430 258,2

2 855 065,6

2 989 090,1

3 096 763,5

3 189 258,2

3 300 080,8

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

республиканский бюджет, всего

 

12 638 950,0

2 367 862,0

2 450 223,0

2 531 458,0

2 605 348,0

2 684 059,0

в том числе:

Минспорт (ГУ «Национальное агентство по туризму»)

9 450 574,0

1 727 486,0

1 805 223,0

1 886 458,0

1 971 348,0

2 060 059,0

Управление делами Президента Республики Беларусь (РУП «ЦЕНТРКУРОРТ»)

3 188 376,0

640 376,0

645 000,0

645 000,0

634 000,0

624 000,0

местные бюджеты, всего

 

2 791 308,2

487 203,6

538 867,1

565 305,5

583 910,2

616 021,8

в том числе:

Брестский облисполком

1 319 818,1

236 010,6

249 223,4

263 181,6

277 917,8

293 484,7

 

Витебский облисполком

163 891,9

29 660,0

31 143,0

32 700,7

34 336,0

36 052,2

 

Гомельский облисполком

274 949,1

56 596,0

55 755,6

53 448,0

54 359,8

54 789,7

 

Гродненский облисполком

700 439,8

121 551,0

133 201,7

142 132,6

146 945,6

156 608,9

 

Минский облисполком

147 456,0

27 317,0

27 683,0

30 167,0

29 775,0

32 514,0

 

Могилевский облисполком

31 480,0

5 741,0

6 016,0

6 287,0

6 570,0

6 866,0

Минский горисполком

153 273,3

10 328,0

35 844,4

37 388,6

34 006,0

35 706,3

Итого по подпрограмме

 

23 035 837,4

4 253 823,6

4 431 323,1

4 607 791,9

4 780 135,9

4 962 762,9

из них:

 

 

 

 

 

 

 

республиканский бюджет, всего

 

17 315 580,0

3 227 030,0

3 346 424,0

3 465 941,0

3 578 335,0

3 697 850,0

в том числе:

Минспорт (ГУ «Национальное агентство по туризму»)

13 904 104,0

2 541 554,0

2 655 924,0

2 775 441,0

2 900 335,0

3 030 850,0

 

Управление делами Президента Республики Беларусь (РУП «ЦЕНТРКУРОРТ»)

3 411 476,0

685 476,0

690 500,0

690 500,0

678 000,0

667 000,0

местные бюджеты, всего

 

5 720 257,4

1 026 793,6

1 084 899,1

1 141 850,9

1 201 800,9

1 264 912,9

в том числе:

Брестский облисполком

2 639 628,1

472 015,6

498 448,4

526 361,6

555 837,8

586 964,7

Витебский облисполком

260 496,9

43 900,0

50 253,0

52 765,7

55 404,0

58 174,2

 

Гомельский облисполком

531 697,1

96 609,0

101 246,3

106 106,0

111 199,1

116 536,7

 

Гродненский облисполком

1 441 541,0

260 883,0

273 927,0

287 623,0

302 004,0

317 104,0

Минский облисполком

261 456,0

47 317,0

49 683,0

52 167,0

54 775,0

57 514,0

 

Могилевский облисполком

86 317,0

15 741,0

16 497,0

17 239,0

18 015,0

18 825,0

 

Минский горисполком

499 121,3

90 328,0

94 844,4

99 588,6

104 566,0

109 794,3

Подпрограмма 3 «Развитие объектов туристической индустрии»

Задача 1. Создание развитой туристической индустрии, способной реализовывать качественный конкурентоспособный комплекс туристических услуг для удовлетворения максимального числа туристов

Всего

 

464 732 168,8

160 134 937,5

124 823 631,3

82 289 000,0

50 865 800,0

46 618 800,0

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

республиканский бюджет, всего

 

663 000,0

132 600,0

132 600,0

132 600,0

132 600,0

132 600,0

в том числе компенсация (уплата) и возмещение процентов по кредитам банков

ОАО «Белагропромбанк»

663 000,0

132 600,0

132 600,0

132 600,0

132 600,0

132 600,0

собственные средства исполнителя*, всего

 

461 520 600,0

158 082 800,0

124 062 000,0

82 156 400,0

50 733 200,0

46 486 200,0

в том числе:

Брестский облисполком

6 083 500,0

2 184 900,0

2 483 400,0

483 200,0

466 000,0

466 000,0

 

Витебский облисполком

13 658 000,0

5 583 000,0

6 634 000,0

1 389 000,0

26 000,0

26 000,0

Гомельский облисполком

289 000,0

147 000,0

72 000,0

25 000,0

20 000,0

25 000,0

 

Гродненский облисполком

34 525 600,0

27 611 000,0

6 216 000,0

306 200,0

196 200,0

196 200,0

 

Минский облисполком

143 183 000,0

25 549 000,0

24 868 000,0

30 679 000,0

31 634 000,0

30 453 000,0

 

Могилевский облисполком

1 884 500,0

1 170 900,0

198 600,0

75 000,0

220 000,0

220 000,0

Минский горисполком

261 897 000,0

95 837 000,0

83 590 000,0

49 199 000,0

18 171 000,0

15 100 000,0

иные источники (международная техническая помощь Европейского союза), всего

 

2 548 568,8

1 919 537,5

629 031,3

в том числе:

Брестский облисполком

2 492 468,8

1 863 437,5

629 031,3

 

Витебский облисполком

56 100,00

56 100,0

Итого по подпрограмме

 

464 732 168,8

158 215 400,0

124 194 600,0

82 289 000,0

50 865 800,0

46 618 800,0

из них:

 

 

 

 

 

 

 

республиканский бюджет, всего

 

663 000,0

132 600,0

132 600,0

132 600,0

132 600,0

132 600,0

в том числе компенсация (уплата) и возмещение процентов по кредитам банков

ОАО «Белагропромбанк»

663 000,0

132 600,0

132 600,0

132 600,0

132 600,0

132 600,0

собственные средства исполнителя, всего

 

461 520 600,0

158 082 800,0

124 062 000,0

82 156 400,0

50 733 200,0

46 486 200,0

в том числе:

Брестский облисполком

6 083 500,0

2 184 900,0

2 483 400,0

483 200,0

466 000,0

466 000,0

 

Витебский облисполком

13 658 000,0

5 583 000,0

6 634 000,0

1 389 000,0

26 000,0

26 000,0

 

Гомельский облисполком

289 000,0

147 000,0

72 000,0

25 000,0

20 000,0

25 000,0

Гродненский облисполком

34 525 600,0

27 611 000,0

6216 000,0

306 200,0

196 200,0

196 200,0

 

Минский облисполком

143 183 000,0

25 549 000,0

24 868 000,0

30 679 000,0

31 634 000,0

30 453 000,0

Могилевский облисполком

1 884 500,0

1 170 900,0

198 600,0

75 000,0

220 000,0

220 000,0

 

Минский горисполком

261 897 000,0

95 837 000,0

83 590 000,0

49 199 000,0

18 171 000,0

15 100 000,0

иные источники (международная техническая помощь Европейского союза), всего

 

2 548 568,8

1 919 537,5

629 031,3

в том числе:

Брестский облисполком

2 492 468,8

1 863 437,5

629 031,3

 

Витебский облисполком

56 100,0

56 100,0

Всего по Государственной программе

 

488 451 843,2

164 513 761,1

129 385 579,4

87 033 294,9

55 788 580,9

51 730 626,9

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

республиканский бюджет, всего

 

18 662 417,0

3 484 630,0

3 609 649,0

3 735 044,0

3 853 580,0

3 979 514,0

из него:

 

 

 

 

 

 

 

 

Минспорт (ГУ «Национальное агентство по туризму»)

14 587 941,0

2 666 554,0

2 786 549,0

2 911 944,0

3 042 980,0

3 179 914,0

Управление делами Президента Республики Беларусь (РУП «ЦЕНТРКУРОРТ»)

3 411 476,0

685 476,0

690 500,0

690 500,0

678 000,0

667 000,0

компенсация (уплата) и возмещение процентов по кредитам банков

ОАО «Белагропромбанк»

663 000,0

132 600,0

132 600,0

132 600,0

132 600,0

132 600,0

местные бюджеты, всего

 

5 720 257,4

1 026 793,6

1 084 899,1

1 141 850,9

1 201 800,9

1 264 912,9

в том числе:

Брестский облисполком

2 639 628,1

472 015,6

498 448,4

526 361,6

555 837,8

586 964,7

 

Витебский облисполком

260 496,9

43 900,0

50 253,0

52 765,7

55 404,0

58 174,2

Гомельский облисполком

531 697,1

96 609,0

101 246,3

106 106,0

111 199,1

116 536,7

 

Гродненский облисполком

1 441 541,0

260 883,0

273 927,0

287 623,0

302 004,0

317 104,0

Минский облисполком

261 456,0

47 317,0

49 683,0

52 167,0

54 775,0

57 514,0

 

Могилевский облисполком

86 317,0

15 741,0

16 497,0

17 239,0

18 015,0

18 825,0

 

Минский горисполком

499 121,3

90 328,0

94 844,4

99 588,6

104 566,0

109 794,3

собственные средства исполнителя, всего

 

461 520 600,0

158 082 800,0

124 062 000,0

82 156 400,0

50 733 200,0

46 486 200,0

в том числе:

Брестский облисполком

6 083 500,0

2 184 900,0

2 483 400,0

483 200,0

466 000,0

466 000,0

Витебский облисполком

13 658 000,0

5 583 000,0

6 634 000,0

1 389 000,0

26 000,0

26 000,0

Гомельский облисполком

289 000,0

147 000,0

72 000,0

25 000,0

20 000,0

25 000,0

Гродненский облисполком

34 525 600,0

27 611 000,0

6216 000,0

306 200,0

196 200,0

196 200,0

Минский облисполком

143 183 000,0

25 549 000,0

24 868 000,0

30 679 000,0

31 634 000,0

30 453 000,0

Могилевский облисполком

1 884 500,0

1 170 900,0

198 600,0

75 000,0

220 000,0

220 000,0

Минский горисполком

261 897 000,0

95 837 000,0

83 590 000,0

49 199 000,0

18 171 000,0

15 100 000,0

иные источники (международная техническая помощь Европейского союза), всего

 

2 548 568,8

1 919 537,5

629 031,3

в том числе:

Брестский облисполком

2 492 468,8

1 863 437,5

629 031,3

 

Витебский облисполком

56 100,0

56 100,0

 

______________________________

* ООО «Медицинский центр «НОВАМЕД», СООО «ЭкоБел «Колбовичи», Ганцевичская районная ОС РГОО «БООР», ЧУП «Вкус-Ника», ИП Скрипник Е.В., ООО «Время Вегаса», ООО «Иллуд», ООО «ФортКей», ОАО «Гомсельмаш», ООО «Рентцентр», ОАО «Белагроздравница», ИП Молчанов М.В., ООО «Понарка» ОАО «Агрокомбинат Дзержинский», ООО «БелБургер», Круглянская ПМК № 226, ЧТУП «Тамара-Торг», ЧСКУП «Белпрофсоюзкурорт», ГПУ «Республиканский биологический заказник «Споровский», ЗАО «Оршанский Дом торговли», РУП «Витебскоблнефтепродукт», ООО «ЛИГМОД», ОАО «Гомельпромстрой», РГОО «Белорусское общество охотников и рыболовов», филиал «Санаторий «Золотые пески» имени И.М.Золотухина» ОАО «Гомельпромстрой», гостиница учреждения «ГОЦОР по игровым видам спорта», гостиница «Днепр», г. Речица, ООО «ЛаранвиКапитал», гостиница «Днепровская жемчужина», г. Жлобин, ООО «Торгово-промышленная корпорация «ЦюаньШэн», ООО «Виолцентр», ОАО «Санаторий «Озерный», ООО «ЛайтМИнвестСтрой», ООО «Зеленая гавань», Берестовицкое РУП ЖКХ, ООО «Европластекс Инвест», Ивьевское райпо, ООО «Сервисный центр Веста», ООО «АТО-Ж», ООО «Венисье Групп», ГЛХУ «Березинский лесхоз», ООО «ПРОМВЕТСЕРВИС», ИП Бортник Лариса Борисовна, ИП Деханд Нина Иосифовна, Копыльское райпо, ОАО «Белшина», ООО «ЦПМ-Центр профессиональной медицины», ООО «Солнце Бай», КФХ «Карп Хаус», ОАО «Кейсон», ООО «Наванеп», КУП «Аква-Минск», ООО «Марконстрой», СООО «Элит Эстейт», ЧП «Вальковский», ЗАО «Футбольный клуб «Динамо-Минск», ООО «ЦПМ-Центр профессиональной медицины», ООО «Марконстрой».

 

Пожалуйста, поверните свое устройство в горизонтальное положение.
Заказать
звонок