Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 29.09.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

РЕЗЮМЕ СУДА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

(дело № СЕ-2-1/3-18-БК)

 

Ключевые слова:

Министерство национальной экономики Республики Казахстан (государство – член Союза).

О разъяснении положений статьи 25 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и Договора о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза от 5 июля 2010 года.

Функционирование таможенного союза – свободное перемещение товаров между территориями государств-членов – таможенное декларирование и государственный контроль – декларирование физическими лицами наличной валюты – перемещение денежных средств через территорию государств – членов ЕАЭС; ввоз и вывоз наличных денежных средств – транзит через территорию третьих стран – нахождение в трансферной зоне аэропорта; нахождение в транзитной зоне аэропорта.

Статья 25 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года – Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза от 5 июля 2010 года.

Консультативное заключение – разъяснение положений международного договора, устанавливающего порядок перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу ЕАЭС – особое мнение.

 

Описание:

Министерство национальной экономики Республики Казахстан обратилось в Суд Евразийского экономического союза с заявлением о разъяснении применения положений статьи 25 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и Договора о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза от 5 июля 2010 года.

Заявитель просил разъяснить возможность и (или) необходимость декларирования физическими лицами наличной валюты свыше 10 тысяч долларов США при перемещении воздушным транспортом с территории одного государства – члена Евразийского экономического союза на территорию другого государства – члена Евразийского экономического союза транзитом через территорию третьих стран в случае, если физическое лицо находилось в трансферной зоне.

15 октября 2018 года Большая коллегия Суда предоставила консультативное заключение, указав, что норма подпункта 5) пункта 1 статьи 25 Договора о Союзе о свободном перемещении товаров между территориями государств-членов без осуществления таможенного декларирования товаров и государственного контроля применяется при условии, что свободное перемещение товаров, в том числе валюты и валютных ценностей, осуществляется непосредственно между территориями государств – членов Союза. Соответственно, в случае, если имеет место вывоз/ввоз наличных денежных средств физическим лицом, хотя и следующим из одного государства – члена Союза в другое (другие) государство – член Союза, однако совершающим остановку в транзитной зоне международного аэропорта третьего государства, данная норма не подлежит применению.

Суд пришел к выводу, что положения Договора от 5 июля 2010 года устанавливали обязанность таможенного декларирования наличных денежных средств и (или) дорожных чеков, если их сумма при единовременном ввозе на таможенную территорию Союза или единовременном вывозе с таможенной территории Союза превышала сумму, эквивалентную 10 тысячам долларов США, а также денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, в том числе при следовании транзитом через трансферные зоны международных аэропортов третьих государств. Схожая норма установлена и статьей 260 Таможенного кодекса ЕАЭС, вступившего в силу 1 января 2018 года.

К консультативному заключению Суда заявлено особое мнение судьи Чайки K.Л.

 

Правовые позиции Большой коллегии Суда:

1. Норма подпункта 5) пункта 1 статьи 25 Договора о Союзе применяется при условии, что свободное перемещение товаров, в том числе валюты, валютных ценностей, осуществляется непосредственно между территориями государств – членов Союза.

(см. абзац 3 пункта 3 раздела IV Выводы Консультативного заключения)

2. Перемещение физическими лицами наличных денежных средств между территориями государств-членов исключает обязанность их таможенного декларирования при соблюдении следующих условий:

перемещение наличных денежных средств осуществляется между территориями государств – членов Союза в пределах единой таможенной территории Союза;

перемещение наличных денежных средств воздушным, водным видами транспорта между территориями государств – членов Союза осуществляется транзитом через государство, не являющееся членом Союза, без совершения остановки (посадки, пересадки), захода водного судна в порт третьего государства.

При этом перемещение наличных денежных средств воздушным или водным транспортом между двумя государствами – членами Союза без совершения остановки в третьем государстве не является вывозом с таможенной территории Союза и ввозом на данную территорию по смыслу положений главы 49 «Особенности перемещения товаров для личного пользования» ТК ТС и соответствующих положений ТК ЕАЭС.

(см. абзацы 6, 7 пункта 3 раздела IV Выводы Консультативного заключения)

3. В случае, если имеет место вывоз/ввоз наличных денежных средств физическим лицом, хотя и следующим из одного государства – члена Союза в другое (другие) государство – член Союза, однако совершающим остановку в транзитной, трансферной зоне международного аэропорта третьего государства, норма подпункта 5) пункта 1 статьи 25 Договора от 29 мая 2014 года в отношении указанного лица не подлежит применению.

(см. абзац 8 пункта 3 раздела IV Выводы Консультативного заключения)

4. Для обязательного декларирования наличных денежных средств и (или) дорожных чеков при наличии критериев, установленных абзацем третьим пункта 1 статьи 4 и абзацем третьим пункта 1 статьи 3 Договора от 5 июля 2010 года, имеет значение фактическое пересечение лицом таможенной границы таможенного союза при следовании из одного государства – члена Союза (включая воздушный транспорт) в другое государство – член Союза, включая остановку в трансферных зонах международных аэропортов третьих государств.

(см. абзац 5 пункта 4 раздела IV Выводы Консультативного заключения)

5. Обязанность по декларированию наличных денежных средств и (или) дорожных чеков, установленная в статье 260 ТК ЕАЭС, распространяется на физических лиц, перемещающих наличные денежные средства и (или) дорожные чеки в сумме, эквивалентной 10 тысячам долларов США, между государствами – членами Союза через третьи государства в случаях, если имело место пересечение таможенной границы Союза, в том числе при следовании физических лиц транзитом через трансферные зоны международных аэропортов третьих государств.

(см. абзац 4 пункта 8 раздела IV Выводы Консультативного заключения)

6. При выявлении нарушений порядка перемещения наличных денежных средств и (или) дорожных чеков необходимо соблюдать принцип пропорциональности санкций при решении вопроса о привлечении лица к административной или уголовной ответственности.

(см. абзац 10 пункта 7 раздела IV Выводы Консультативного заключения)

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.