Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 29.09.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

РЕЗЮМЕ СУДА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

(дело № СЕ-1-2/1-16-КС, № СЕ-1-2/1-16-АП)

 

Ключевые слова:

ООО «Севлад» (хозяйствующий субъект, юридическое лицо) – Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК)

О соответствии решения ЕЭК международным договорам, заключенным в рамках ЕАЭС.

Таможенное регулирование – регулирование внешнеторговой деятельности – классификация для таможенных целей – товарная номенклатура, товарная позиция 3808 ТН ВЭД, кормовые добавки для животных – товарная позиция 2309 ТН ВЭД, дезинфицирующие средства – Основное правило интерпретации № 1 ТН ВЭД – основные свойства и характеристики товара, основное назначение товара – бактерицидные свойства, бактериостатические свойства – готовый препарат, фасовка в формы или упаковки для розничной продажи.

Решение Коллегии ЕЭК от 6 ноября 2014 года № 197 «О классификации кормовой добавки для животных по ТН ВЭД» – Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 года – Порядок подготовки Евразийской экономической комиссией решений о классификации отдельных видов товаров, утвержденный Решением Коллегии Комиссии от 2 декабря 2013 года № 284.

Решение Коллегии – отказ в удовлетворении требований – решение Апелляционной палаты – отказ в удовлетворении требований – оставление решения Коллегии без изменения.

 

Описание:

С 2008 г. истец (ООО «Севлад») осуществлял ввоз в Республику Беларусь кормовой добавки «Форс», которая декларировалась им в товарной позиции 2309 ТН ВЭД (Продукты, используемые для кормления животных).

Коллегией Евразийской экономической комиссии 6 ноября 2014 г. было принято решение № 197 «О классификации кормовой добавки для животных по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза», согласно которому кормовая добавка для животных, состоящая из смеси карбоновых кислот и их солей, растворенных в воде и пропандиоле или нанесенных на диоксид кремния, обладающая бактерицидными, бактериостатическими свойствами, предназначенная для добавления в корм или в воду животным, классифицируется в товарной позиции 3808 ТН ВЭД (Инсектициды, родентициды, фунгициды, гербициды, противовсходовые средства и регуляторы роста растений, средства дезинфицирующие и аналогичные им, расфасованные в формы или упаковки для розничной продажи или представленные в виде готовых препаратов или изделий).

Таможенный орган Республики Беларусь со ссылкой на указанное решение отказал ООО «Севлад» в выпуске кормовой добавки в связи с неверной классификацией товара. ООО «Севлад» обратилось в Суд ЕАЭС с заявлением о признании решения Коллегии ЕЭК от 6 ноября 2014 г. № 197 не соответствующим международным договорам в рамках Евразийского экономического союза.

7 апреля 2016 г. Коллегия Суда приняла решение об отказе в удовлетворении заявления ООО «Севлад» и признала решение Коллегии ЕЭК от 6 ноября 2014 г. № 197 соответствующим Договору и международным договорам в рамках ЕАЭС.

Суд установил, что основной характеристикой описанной в решении ЕЭК кормовой добавки являются ее бактерицидные и бактериостатические свойства. Предназначение товара заключается в контроле за нежелательными микроорганизмами, поэтому по своим характеристикам и свойствам он относится к средствам дезинфицирующим и аналогичным им. Это служит основанием для его классификации в товарной позиции 3808 ТН ВЭД.

Заявитель обжаловал решение Коллегии в Апелляционную палату Суда. 2 июня 2016 года Апелляционная палата Суда вынесла решение об оставлении решения Коллегии Суда без изменения и об отказе в удовлетворении жалобы ООО «Севлад».

 

Правовые позиции Коллегии Суда и Апелляционной палаты Суда:

1. В соответствии с принципом правовой определенности решение Комиссии или его отдельные положения могут признаваться непосредственно затрагивающими права и законные интересы хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, когда соответствующее решение применяется к конкретному хозяйствующему субъекту в связи с его хозяйственной деятельностью.

(см. абзац 1 пункта 6.2 решения Коллегии)

2. В рамках своей компетенции по проверке оспариваемого решения или его отдельных положений на соответствие их Договору и (или) международным договорам в рамках Союза Суд не определяет правильность классификации декларантом и таможенными органами конкретного товара, обоснованность применения к нему правила ОПИ ТН ВЭД и отнесения товара к позиции ТН ВЭД ЕЭАС.

(см. пункт 6.5 решения Коллегии и абзац первый пункта 6.3 решения Апелляционной палаты)

3. Учитывая, что в соответствии с пунктом 4 Порядка подготовки Евразийской экономической комиссией решений о классификации отдельных видов товаров, утвержденного решением Коллегии Комиссии от 2 декабря 2013 года № 284 (далее – Порядок), решение Объединенной коллегии таможенных служб государств – членов Таможенного союза об инициировании принятия решения Комиссии о классификации носит характер предложения, а согласно пункту 7 статьи 52 Таможенного кодекса именно Комиссия принимает обязательные для исполнения решения о классификации, то уточнение и дополнение объективных характеристик классифицируемого товара в решении Комиссии по сравнению с решением Объединенной коллегии правомерно и за рамки полномочии Комиссии не выходит.

(см. абзац 5 пункта 7.1.2 решения Коллегии, абзац 12 пункта 4.3 решения Апелляционной палаты)

4. Из пункта 12 Порядка следует, что Департамент таможенного законодательства и правоприменительной практики Комиссии вправе, но не обязан, запрашивать дополнительную информацию у таможенных органов, экспертных и других организаций. Следовательно, отсутствие таких дополнительных материалов не может служить доказательством нарушения Комиссией Порядка и основанием для отмены решения № 197 Судом.

(см. абзац 4 пункта 4.3 решения Апелляционной палаты)

5. Факт нарушения прав и законных интересов субъекта хозяйствования, предоставленных Договором и (или) международными договорами в рамках Союза, не представляется возможным установить без оценки соответствия решения Комиссии праву Союза.

Нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности может повлечь только действие (применение) решения Комиссии, не соответствующего праву Союза.

(см. абзацы 2, 3 подпункта 7.2.1 решения Коллегии)

6. Критериями классификации товара для таможенных целей являются объективные характеристики и свойства товара, которые должны соотноситься с текстами товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам. Предполагаемое назначение товара также представляет собой критерий при классификации для таможенных целей.

(см. абзац 6 подпункта 7.2.1 решения Коллегии, абзац 4 пункта 6.3 решения Апелляционной палаты)

7. Основной характеристикой исследуемого товара (кормовой добавки для животных, состоящей из смеси карбоновых кислот и их солей, нанесенных на диоксид кремния, обладающей бактерицидными, бактериостатическими свойствами, предназначенной для добавления в корм или в воду животным) являются его бактерицидные и бактериостатические свойства.

(см. абзац 13 пункта 7.2.2 решения Коллегии, абзац 5 пункта 6.3 решения Апелляционной палаты)

8. Толкование текста товарной позиции 3808 ТН ВЭД ЕАЭС в совокупности с примечанием к группе 38 свидетельствует о том, что в соответствующую товарную позицию включаются дезинфицирующие и аналогичные им средства при выполнении альтернативного условия: либо расфасованы в упаковки для розничной продажи, либо имеют свойства готового препарата или готового изделия.

В контексте товарной позиции 3808 ТН ВЭД ЕАЭС термин «препарат» следует понимать как химический или фармацевтический продукт лабораторного или фабричного изготовления.

Кормовая добавка, состоящая из смеси карбоновых кислот и их солей, нанесенных на диоксид кремния, представляет собой готовый препарат в силу того, что уже обладает требуемыми свойствами и не нуждается в дальнейшей модификации.

(см. абзацы 2–4 пункта 7.2.3 решения Коллегии)

9. Классификационные мнения Комитета по Гармонизированной системе представляют собой рекомендации, целью которых является обеспечение единообразной интерпретации и применения Гармонизированной системы. Они не являются частью Гармонизированной системы, и на Договаривающиеся стороны не возлагается обязанность по их применению.

(см. абзацы 7–8 пункта 7.2.4 решения Коллегии)

10. С учетом того, что классификационное мнение Комитета по Гармонизированной системе не имеет юридически обязательной силы, а решение Комиссии о классификации товара является юридически обязательным источником права Союза, решение Комиссии не подлежит проверке на соответствие классификационному мнению.

Одновременно классификационное мнение, хотя и не порождает для Союза юридических обязательств, тем не менее имеет важную роль в выявлении нормативного содержания текстов товарных позиций, являясь значимым источником толкования Гармонизированной системы и принятой на ее основе ТН ВЭД ЕАЭС.

(см. абзацы 13–14 пункта 7.2.4 решения Коллегии, абзац 8 пункта 6.3 решения Апелляционной палаты)

11. Пункт 3 статьи 3 Конвенции о Гармонизированной системе не ограничивает дискрецию Союза по принятию решений о классификации отдельных видов товаров на уровне товарной позиции ТН ВЭД ЕАЭС с указанием более общих характеристик, на уровне более глубокой классификации – в субпозициях (6 знаков) и далее.

(см. абзац 6 пункта 7.2.8 решения Коллегии)

12. Указание в решении № 197 на Правило 1 ОПИ ТН ВЭД означает применение того основания, в соответствии с которым Комиссией была осуществлена классификация товара в товарной позиции 3808 ТН ВЭД.

Правило 4 ОПИ ТН ВЭД, на которое ссылается заявитель, не может быть применено первым в силу формулировки, закрепленной в самом правиле о субсидиарности его применения.

Поэтому указание в решении № 197 на Правило 1 ОПИ ТН ВЭД не нарушает право декларанта самостоятельно классифицировать товар и применять другие правила ОПИ ТН ВЭД в случае необходимости.

(см. абзацы 14–16 пункта 6.3 решения Апелляционной палаты)

13. Возникшая у ООО «Севлад» обязанность по уплате НДС в связи с переклассификацией товара таможенным органом с кода 2309 90 990 0 ТН ВЭД на код 3808 94 900 0 ТН ВЭД не может рассматриваться как нарушение прав и законных интересов, которые предоставлены хозяйствующему субъекту Договором и международными договорами в рамках Союза.

Суд считает, что обязательство по уплате налога на добавленную стоимость возникло у заявителя не в сфере таможенных, а налоговых правоотношений, отнесенных договорным правом Союза к исключительному ведению национальных государств.

Вместе с тем на существо вопроса о классификации для таможенных целей товара наличие или отсутствие дополнительных налоговых обязательств не влияет.

(см. абзацы 4, 9, 10 пункта 7.3 решения Апелляционной палаты)

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.