Сохранить в избранное

Проведение банками ICO

В целях обеспечения благоприятных условий для расширения перечня используемых банками инструментов привлечения денежных средств Национальным банком Республики Беларусь рассматривается возможность проведения эксперимента по созданию правовых условий для проведения банками Республики Беларусь ICO (Initial Coin Offering).

В настоящее время Республика Беларусь, обгоняя многие страны мира, делает прорывные успехи на пути к цифровой экономике, развитию IT-отрасли и диджитализации общества. Все чаще во взаимоотношениях банк–клиент используются такие термины как «токен», «смарт-контракт», «блокчейн», «оператор обмена криптовалют», «оператор криптоплатформы», «виртуальный кошелек», «криптовалюта», «ICO» и др.

В целях обеспечения благоприятных условий для расширения перечня используемых банками инструментов привлечения денежных средств Национальным банком Республики Беларусь (далее – Национальный банк) рассматривается возможность проведения эксперимента по созданию правовых условий для проведения банками Республики Беларусь ICO (Initial Coin Offering).

В рамках реализации указанной задачи планируется подготовка проекта Указа Президента Республики Беларусь о проведении эксперимента по допуску банков к проведению ICO и проекта единого нормативного правового акта Национального банка, определяющего требования, предъявляемые к банкам при осуществлении операций по проведению ICO (операций с токенами), а также регулирующего существенные аспекты деятельности банков при проведении ICO.


Концептуальные подходы проведения ICO


Предполагается, что данный эксперимент будет основываться на следующих концептуальных подходах:

1) привлечение банками посредством проведения ICO денежных средств в иностранной валюте и белорусских рублях (невозможность привлечения криптоактивов);

2) удостоверяемые токеном банка права могут быть аналогичны правам, вытекающим из правоотношений займа;

3) выпущенные банком токены не могут быть использованы в качестве платежного средства;

4) оператором криптоплатформы, являющимся организатором ICO банка, может быть только резидент Парка высоких технологий, созданный с участием банковского капитала и не осуществляющий операции с криптоактивами;

5) организатор ICO банка и банк должны применять усиленные меры по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, в том числе до заключения договора на проведение ICO банк обязан убедиться, что система внутреннего контроля организатора ICO обеспечивает соблюдение указанных мер;

6) выпущенные банком токены не смогут использоваться вне криптоплатформы. Проведя правовой анализ концептуальных подходов, необходимо отметить следующее.


Правовой анализ концептуальных подходов


1. Относительно концептуальных подходов № 1 и № 2.

1.1. ICO (Initial Coin Offering) в мировой практике – форма привлечения инвестиций через выпуск и продажу инвесторам цифровых токенов за реальные (фиатные) денежные средства или иные криптовалюты.
Исходя из концептуального подхода о невозможности привлечения банками криптоактивов, в проекте принимаемых нормативных правовых актов необходимо закрепить механизм, связанный с созданием и размещением токенов банка исключительно за реальные (фиатные) денежные средства.

1.2. ICO всегда проводится под конкретный проект. Согласно Правилам оказания услуг, связанных с созданием и размещением цифровых знаков (токенов), и осуществления операций по созданию и размещению собственных цифровых знаков (токенов), утвержденным решением Наблюдательного совета Парка высоких технологий, декларация «White paper» должна включать следующие сведения: о существе проекта, для реализации которого привлекаются инвестиции посредством размещения токенов (в том числе сведения об объектах, в которые будут инвестироваться полученные в результате размещения токенов объекты гражданских прав, и целях использования этих объектов гражданских прав; аргументированная оценка финансовых затрат, необходимых для реализации проекта и каждого его этапа; сведения о конкретных результатах, на достижение которых направлен комплекс мероприятий, составляющих проект, включая аргументированную информацию об ожидаемых по итогам реализации проекта финансовых показателях; описание технической стороны реализации проекта; указание срока реализации проекта и каждого его этапа), либо о существе иной деятельности (иных действий), для (в процессе) которой (которых) привлекаются инвестиции посредством размещения токенов (в том числе сведения о целях использования объектов гражданских прав, полученных в результате размещения токенов).

Банк привлекает денежные средства юридических и физических лиц и финансирует множество различных проектов. Считаем нецелесообразным банкам проводить ICO под какой-то один проект. Поэтому в проекте планируемого нормативного правового акта необходимо закрепить право банков выступать заказчиками ICO, привлекать посредством ICO денежные средства без необходимости обоснования конкретного проекта и распоряжаться ими по своему усмотрению.

1.3. Обращаем внимание, что проведение банками ICO не является профильной банковской деятельностью для банков. Следовательно, потребуется внесение изменений в Банковский кодекс Республики Беларусь (далее – БК) следующего содержания:

«Статья 1. Внести в Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 года в редакции Закона Республики Беларусь от 17 июля 2006 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 106, 2/219; 2006 г., № 113, 2/1243; 2007 г., № 305, 2/1398; 2008 г., № 172, 2/1466, 2/1469; № 175, 2/1494; 2009 г., № 145, 2/1574; 2010 г., № 15, 2/1666; № 147, 2/1684) следующие дополнения и изменения:

1. В статье 14:

в части четвертой: 

абзац двенадцатый изложить в следующей редакции:   

«проведение ICO в качестве заказчика;»;  

после абзаца двенадцатого дополнить абзацем следующего содержания:   

«иную предусмотренную законодательством Республики Беларусь деятельность, осуществляемую для собственных нужд и (или) необходимую для обеспечения осуществления банковских операций, за исключением осуществления страховой деятельности в качестве страховщиков.».

1.4. Для свободного привлечения денежных средств в иностранной валюте посредством проведения ICO банками необходимо внести следующие изменения в Декрет Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики» (далее – Декрет № 8): «в абзаце втором части первой подпункта 3.2 пункта 3 слова «(кроме банков и небанковских кредитно-финансовых организаций)» исключить.».

2. Относительно концептуального подхода № 3.

2.1. В ст. 72 БК установлено, что банк для осуществления его уставных целей по согласованию с Национальным банком вправе выступать учредителем (участником) коммерческих организаций в порядке и на условиях, определяемых БК и иным законодательством Республики Беларусь.

Согласно ст. 122 БК участие банка в уставном фонде другого юридического лица в случаях, установленных Национальным банком, допускается только после получения разрешения Национального банка. Разрешение выдается Национальным банком по результатам анализа финансового состояния этого банка, возможности управления приобретаемыми им акциями (долями), влияния на его деятельность и риски лиц, в уставных фондах которых участвует банк.

В соответствии с п. 98 Инструкции о нормативах безопасного функционирования для банков, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь» и небанковских кредитно-финансовых организаций», утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.09.2006 № 137 (далее – Инструкция № 137), участие банка, небанковской кредитно-финансовой организации в уставном фонде другого юридического лица допускается только после получения разрешения Национального банка в случае приобретения банком, небанковской кредитно-финансовой организацией с целью долгосрочных финансовых вложений унитарного предприятия как имущественного комплекса и (или) акций (долей) другого юридического лица и (или) внесения им (ею) денежных средств на увеличение номинальной стоимости акций (действительной стоимости долей) такого юридического лица, если после такого приобретения и (или) такого увеличения номинальной (действительной) стоимости доля его (ее) участия в уставном фонде данного юридического лица будет составлять 5 процентов и более (в том числе в случае, если и ранее такая доля составляла 5 процентов и более), за исключением случаев приобретения акций (долей) и (или) увеличения номинальной стоимости акций (действительной стоимости долей), не связанных с необходимостью внесения им (ею) дополнительных денежных средств, в результате выбытия других акционеров (участников) и (или) перераспределения внутренних источников юридического лица.

Таким образом, участие банка в создании оператора криптоплатформы потребует получения разрешения Национального банка. Разрешение выдается Национальным банком по результатам анализа финансового состояния этого банка, возможности управления приобретаемыми им акциями (долями), влияния на его деятельность и риски лиц, в уставных фондах которых участвует банк. Иными словами, может сложиться ситуация, когда одному банку разрешение будет дано, а другому будет отказано.

Абсолютно не видим никакой необходимости участия банковского капитала в создании оператора криптоплатформы. Такое участие является правом банка и не может быть вменено ему как обязанность. Считаем данное условие неконкурентным и противоречащим действующей антимонопольной политике.

2.2. В соответствии с подп. 2.3 п. 2 Декрета № 8 оператор криптоплатформы вправе:

  • открывать счета в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях в Республике Беларусь и за рубежом для проведения расчетов по торгам и осуществляемым им операциям;
  • получать за оказываемые услуги вознаграждение, в том числе токенами, устанавливать его размер и порядок взимания с участников торгов (клиентов);
  • совершать (организовывать) сделки с резидентами и нерезидентами Республики Беларусь, направленные на размещение токенов, в том числе за рубежом, приобретение и (или) отчуждение токенов за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги, обмен токенов на иные токены в интересах клиентов либо в своих интересах;
  • совершать (организовывать) иные сделки (операции) с токенами, за исключением операций по обмену токенов на объекты гражданских прав иные, чем белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги, токены.

На основании вышеизложенного считаем рассматриваемый концептуальный подход противоречащим Декрету № 8 и нецелесообразным.

3. Относительно концептуального подхода № 5.

В отношении банков действует Закон Республики Беларусь от 30.06.2014 № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» (далее – Закон), постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 24.12.2014 № 818 «О некоторых вопросах внутреннего контроля, осуществляемого банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями, открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь» и ряд других нормативных правовых актов.

В отношении оператора криптоплатформы действует Закон, Положение о требованиях к правилам внутреннего контроля резидентов Парка высоких технологий, утвержденное решением Наблюдательного совета Парка высоких технологий (далее – Положение), и ряд других нормативных правовых актов. Так, в соответствии с п. 3 Положения резидент Парка высоких технологий (далее – ПВТ), который осуществляет деятельность оператора криптоплатформы, заключив с государственным учреждением «Администрация Парка высоких технологий» (далее – администрация ПВТ) договор об условиях деятельности резидента ПВТ, принимает на себя обязанность выполнять требования, которые предусмотрены для лиц, осуществляющих финансовые операции, Законом и принятыми в соответствии с ним актами законодательства, а также требования Положения, которое является неотъемлемой частью указанного договора.

Невыполнение (ненадлежащее выполнение) обязанностей, которые возложены на лиц, осуществляющих финансовые операции, Законом и принятыми в соответствии с ним актами законодательства, а также требований Положения представляет собой невыполнение (ненадлежащее выполнение) вышеуказанного договора об условиях деятельности резидента ПВТ.

На основании вышеизложенного считаем данный концептуальный подход излишним и нецелесообразным.

САФАРЕВИЧ Д.З., юрист

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 19 мая 2019 г.



 

Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Об использовании отдельных объектов авторского права и смежных прав
Лосев Сергей Сергеевич, кандидат юридических наук, доцент


Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 18 октября 2023 г. № 696.

Читать подробнее
Календарь событий
10 апреля 2024 г.
Полящук Наталья Анатольевна
Семинар "Предупреждение и противодействие коррупции в организации"
Подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.