25Ноя 2019

Новое в порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.06.2019 № 30 «Об изменении постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2008 г. № 209» внесены изменения в Инструкцию о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты», утвержденную постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 209 (далее – Инструкция № 209). Новая редакция вступила в силу с 25 августа 2019 г.

Нельзя сказать, что произошли радикальные изменения в порядке обеспечения и выдачи работникам СИЗ. Тем не менее внесены коррективы в ранее действующую редакцию Инструкции № 209. Рассмотрим основные изменения.

1) В новой редакции даны определения вредным и опасным условиям труда. Ранее в Инструкции № 209 данных понятий не было. Их определение до внесения изменений содержались в п. 8 Санитарных норм и правил «Гигиеническая классификация условий труда», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.12.2012 № 211.

Так вредными условиями труда считаются условия труда, при которых воздействие на работника вредных производственных факторов не исключено даже при соблюдении установленных требований безопасности либо уровни воздействия вредных производственных факторов превышают установленные нормативы. Опасные условия труда – это условия труда, при которых воздействие на работника опасных производственных факторов не исключено даже при соблюдении установленных требований безопасности, что при определенных условиях может привести к травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья либо смерти работника (абз. 2 и 9 п. 2 Инструкции № 209).

2) В новой редакции приведен термин «дежурные средства индивидуальной защиты», а именно, это СИЗ, предусмотренные для коллективного пользования и выдаваемые работникам только на время выполнения тех работ, для которых они предназначены, или закрепляемые за определенными рабочими местами и передаваемые от одной смены другой (абз. 3 п. 2 Инструкции № 209).

3) Уточнено в каких случаях применяется СИЗ. Так СИЗ применяются в тех случаях, когда исключение воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов либо снижение уровня их воздействия на работника до установленных нормативов не может быть обеспечено конструкцией оборудования, организацией производственных процессов, архитектурно-планировочными решениями и средствами коллективной защиты, а также при выполнении работ, связанных с загрязнением (п. 3 Инструкции № 209).

4) Как и ранее, наниматель имеет право выдавать работникам дополнительно СИЗ, не предусмотренные в типовых нормах. Ранее не включенные в типовые нормы СИЗ выдавались работникам для обеспечения их безопасности в зависимости от воздействующих вредных и (или) опасных производственных факторов на основании аттестации рабочих мест по условиям труда или требований нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, в том числе технических нормативных правовых актов, со сроком носки до износа. В новой редакции такие СИЗ выдаются работникам для обеспечения их безопасности в зависимости от воздействующих вредных и (или) опасных производственных факторов на основании аттестации рабочих мест по условиям труда (если ее проведение предусмотрено требованиями нормативных правовых актов), комплексной гигиенической оценки условий труда, оценки профессиональных рисков или требований нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, с периодом использования «до износа» или как дежурные (п. 11 Инструкции № 209).

5) К новой редакции нанимателю предоставлено право самостоятельно определять СИЗ, необходимые для обеспечения безопасных условий труда работника, устанавливать нормы их выдачи при отсутствии профессии рабочего (должности служащего) в типовых нормах. Ранее в разъяснениях Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь «Разъяснения требований законодательства по вопросу о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты» (размещено на официальном интернет-сайте Минтруда и соцзащиты 12.03.2018) (далее – Разъяснения) было пояснено, как поступать нанимателю в таких случаях. Данные разъяснения перенесены в новую редакцию, а именно при отсутствии профессии рабочего (должности служащего) в типовых нормах наниматель, исходя из характера и условий труда, анализа результатов оценки рисков от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочем месте работника, аттестации рабочего места по условиям труда (если ее проведение предусмотрено требованиями нормативных правовых актов), наличия вредных и (или) опасных производственных факторов и с учетом перечня СИЗ, непосредственно обеспечивающих безопасность труда, установленного согласно приложению к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. № 145 «Об установлении перечня средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда, и о признании утратившим силу постановления Министерства труда Республики Беларусь от 19 апреля 2000 г. № 65», самостоятельно определяет СИЗ, необходимые для обеспечения безопасных условий труда работника, а также для защиты от загрязнения, и устанавливает нормы их выдачи (п. 13 Инструкции № 209). Так например, при отсутствии в типовых нормах норм выдачи СИЗ, соответствующих полному наименованию должности (например, инженер-лесопатолог), наниматель может до пересмотра типовых норм и установления норм выдачи СИЗ работающим в указанных должностях обеспечивать этих работающих СИЗ по нормам выдачи СИЗ, предусмотренным для должностей, содержащихся в типовых нормах, имеющих аналогичное базовое наименование должности (например, инженер) и наиболее применимым к видам деятельности, осуществляемым специалистами нанимателя.

Справочно: Разъяснения требований законодательства по вопросу о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты http://mintrud.gov.by/ru/raz_trebovanii_po_voprosu_SIZ.

6) Новой редакцией определено, что если в типовых нормах для профессии рабочего (должности служащего) предусмотрена выдача отдельных СИЗ дополнительно при определенных условиях труда или выполнении определенных видов работ, а по технологическому процессу, осуществляемому в организации, не предусмотрены указанные виды работ или результатами аттестации рабочих мест по условиям труда (если ее проведение предусмотрено требованиями нормативных правовых актов) подтверждено отсутствие вредных производственных факторов, для защиты от которых данные СИЗ дополнительно предназначены, то эти СИЗ работнику не выдаются (п. 14 Инструкции № 209).

7) Обращаем ваше внимание, что в новой редакции не встречается термин «выдача СИЗ сверх типовых норм». В новой редакции прописано, что работнику могут выдаваться дополнительные СИЗ, нормы выдачи которых прописываются в нормах организации (абз. 6 пп. 2, 16 Инструкции № 209).

Также наниматель может сократить необходимые согласно типовым нормам к выдаче СИЗ при изменении технологии производства работ, замене оборудования на более совершенное и, как следствие, исключении или снижении уровня вредных и (или) опасных производственных факторов, не включая эти СИЗ в нормы организации или предусматривать в них как дежурные СИЗ (п. 17 Инструкции № 209). Отметим, что такое сокращение СИЗ наниматель должен согласовать со службой охраны труда организации (специалистом по охране труда или уполномоченным должностным лицом, на которое возложены соответствующие обязанности по охране труда) и профсоюзами или уполномоченными лицами.

8) В новой редакции конкретизировано, что нормы выдачи дежурных СИЗ устанавливают в организации по согласованию с профсоюзами или уполномоченными лицами. Количество таких СИЗ определяется исходя из числа занятых на данном рабочем месте в наиболее загруженную смену и норм выдачи аналогичных СИЗ для одного работника, содержащихся в типовых нормах (п. 18 Инструкции № 209).

9) Как и ранее, наниматель имеет право обеспечивать работников специальной одеждой (далее – спецодежда), принадлежащей ему на праве аренды (п. 22 Инструкции № 209). При этом ранее обязанность ее ремонта, стирки, химчистки и тому подобного возлагалась конкретно на организацию, предлагающую в аренду эту спецодежду.

Вопрос: Нужно ли вести ее учет при выдаче каждому из работников, путем проставления отметки о выдаче в личной карточке? Да, нужно. Как и ранее, Инструкция № 209 не содержит исключения для арендованной спецодежды, поэтому как выдачу спецодежды, принадлежащей организации, так и выдачу арендованной необходимо отмечать в личной карточке работника.

10) Введено понятие «период использования СИЗ». Ранее в Инструкции № 209 присутствовал термин «сроки носки СИЗ». Существенной разницы в этих понятиях нет, поскольку и в первом и во втором случае подразумевается некий период времени, на который работнику выдаются СИЗ для их использования. Так, период использования СИЗ – это продолжительность времени использования, на которую работнику предусмотрена выдача СИЗ в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи работникам СИЗ или нормами организации. В определение термина внесено уточнение, что в течение этого периода защитные свойства и гигиенические характеристики СИЗ при правильной эксплуатации, хранении и уходе будут соответствовать требованиям технических нормативных правовых актов, эксплуатационных документов изготовителя СИЗ (абз. 10 п. 2 Инструкции № 209).

11) Ранее Инструкция № 209 позволяла продлевать сроки носки СИЗ при условии занятости работника на условиях неполного рабочего времени (неполный рабочий день или неполная рабочая неделя). Но в Разъяснениях законотворцы выражали мнение, что наниматель имел право по истечении периода использования СИЗ при условии сохранения СИЗ защитных свойств, гигиенических характеристик, качества, установленных техническими нормативными правовыми актами, эксплуатационными документами и необходимых для защиты работника от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, загрязнения, продлевать период использования СИЗ в пределах сроков службы (сроков годности или сроков хранения), установленных его изготовителем. Данное пояснение вошло в новую редакцию (п. 27 Инструкции № 209).

12) Также в новой редакции определено, что СИЗ, не допускающие многократного применения (противошумные вкладыши, средства индивидуальной защиты органов дыхания и другие), выдаются работнику в виде одноразового комплекта перед началом рабочего дня (смены) (п. 37 Инструкции № 209).

13) Как и ранее, выдача и сдача работниками СИЗ отмечаются в личной карточке учета СИЗ, но в отличие от старой редакции в новой форма карточки не приведена. Полагаем, что организации и далее могут использовать действующие на момент вступления в силу новой редакции карточки, откорректировав их содержание с учетом необходимых требований новой редакции Инструкции № 209. Сведения, которые должны быть отражены в личной карточке перечислены в п. 43 Инструкции № 209. В отличие от старой редакции, сейчас не нужно в личной карточке указывать код профессии (должности). В новой редакции внесено требование указывать в личной карточке показатели коррегирующих очков (при их наличии). Также допускается ведение личных карточек в электронной форме, обеспечивающей идентификацию работника. Электронная учетная карточка должна также содержать все необходимые сведения. При этом в электронной форме личной карточки вместо личной подписи работника указываются номер и дата документа бухгалтерского учета о получении СИЗ, в котором имеется личная подпись работника, получающего СИЗ.

Если личная карточка ведется на бумажном носителе, то, как и ранее, достоверность указанных сведений подтверждается в личной карточке подписями главного бухгалтера (бухгалтера) организации, специалиста отдела кадров, руководителя структурного подразделения, в котором работает работник, специалиста по охране труда или уполномоченного должностного лица, на которого возложены соответствующие обязанности по охране. Работник должен быть ознакомлен со сведениями, внесенными в личную карточку, под подпись.

Вопрос: при выдаче СИЗ гражданам, работающим по договору подряда, нужно ли при выдаче СИЗ заводить на подрядчика личную карточку?

Поскольку определение слова «работник» дано в трудовом законодательстве, а именно работник – это лицо, состоящее в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключенного трудового договора (ст. 1 Трудового кодекса Республики Беларусь), то если следовать буквальному прочтению п. 43 Инструкции № 209, личная карточка заводится лишь на работников. На основании изложенного, а также сложившейся практики, выдачу СИЗ работающим по договору подряда, отражают на основании первичных учетных документов, разработанных организацией самостоятельно, например, ведомости выдачи СИЗ или акта выдачи СИЗ (абз. 24 ст. 1, п. 1, ч. 1 п. 3, ч. 2 п. 4 ст. 10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»).

Вопрос: Нужно ли выдачу дежурных СИЗ отмечать в личной карточке? Да, нужно. Предусмотренные в нормах организации дежурные СИЗ выдаются уполномоченным должностным лицам (мастерам, производителям работ и другим) (п. 36 Инструкции № 209). При этом нормы Инструкции № 209 не содержат исключений для СИЗ в части фиксации их выдачи в личной карточке. Дежурные СИЗ, которые передают работнику в пользование, целесообразно отражать в личной карточке с пометкой «Дежурные».

14) В новой редакции нанимателю дано право организовать выдачу СИЗ и их сменных компонентов простой конструкции, не требующих проведения дополнительного инструктажа по порядку их применения, посредством автоматизированных систем выдачи (вендингового оборудования). В этом случае наниматель должен обеспечить идентификацию работника, который такие СИЗ получает через такое оборудование. Также личные карточки должны вестись в электронном виде, куда будет производится автоматическое внесение данных о выданных СИЗ через такое вендинговое оборудование.


Пожалуйста, поверните свое устройство в горизонтальное положение.
Заказать
звонок