24Апр 2019

Идеи для дальнейшего совершенствования сферы государственных закупок

Законодательство о государственных закупках претерпело ряд изменений, обусловленных принятием Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 136-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)». Данный Закон вступит в силу с 1 июля 2019 г., но уже сейчас появляются нормативные правовые акты в развитие его норм, а равно как идет процесс разработки проектов нормативных правовых актов, посредством которых будут реализованы нормы упомянутого Закона.

Следует отметить, что в процедурном плане нормы Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (в редакции от 17.07.2018, далее – Закон) внесли ряд корректив в порядок организации и проведения процедур государственных закупок. Если говорить о конкурентных процедурах, то изменены (сокращены) сроки для подготовки и подачи предложений, сроки проведения самих процедур, уточнены виды процедур (открытого конкурса), «место» проведения процедур (в частности, открытый конкурс, который в соответствии с Законом проводится на электронной торговой площадке, а не как ранее – на официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет, созданном для размещения на нем информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках), уточнены виды решений, принимаемых комиссией по государственным закупкам при проведении процедур государственных закупок, а также появились решения о признании процедуры несостоявшейся, принимаемые оператором электронной торговой площадки и иные.

Между тем, как представляется, имеется объективная необходимость продолжать думать о том, каким образом снижать имеющиеся риски заказчика (организатора) при проведении процедур государственных закупок, а впоследствии и корректировать законодательство.

Одну из практических проблем, скорее обусловленных субъективными причинами, имеющимися, как правило, у членов комиссии, обозначим далее и предпримем попытку предложить вариант ее решения.

Моделируем ситуацию: заказчиком проводится процедура государственных закупок – запрос ценовых предложений. Создана комиссия для целей ее проведения. По окончании срока для подготовки и подачи предложений оператором электронной торговой площадки открыт доступ к предложениям участников. Всего подано четыре предложения. Комиссией при открытии предложений в день открытия доступа к таким предложениям составлен протокол, в котором отражены сведения о поступивших предложениях участников. На следующий день проведено заседание комиссии. Из норм Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон 2012 года) следует, что оценка и сравнение предложений проводятся комиссией в случае наличия предложений не менее двух участников, соответствующих требованиям документов, представляемых участнику для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений (п. 11 ст. 49 Закона 2012 года). При этом критерий оценки – единственный – «цена предложения».

Действительно, хотя формально оценка и сравнение имеют место после рассмотрения предложений на предмет их соответствия требованиям документов, представляемых участнику для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений, тем не менее, уже при их открытии цены предложений известны.

Это важно учитывать, когда из четырех поданных предложений только два соответствуют требованиям заказчика и при этом цены этих предложений выше, чем цены не соответствующих требованиям предложений. Вероятно, вопрос эффективности использования бюджетных средств в такой ситуации обостряется, и нередко на членов комиссии он оказывает влияние таким образом, что заставляет принимать решения, идущие вразрез с требованиями законодательства о государственных закупках и требованиями документов, представляемых участнику для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений.

Однако далеко не всегда движимые только обеспечением эффективности использования бюджетных средств члены комиссии могут в указанной ситуации инициировать решения с выбором наименьшего предложения несмотря на его несоответствие документам, представляемым участнику для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений. Обратная сторона описываемой ситуации – это коррупционные риски и риски ограничения конкуренции в зависимости от истории возникновения тех или иных обстоятельств.

В приведенной смоделированной ситуации проблема субъективного подхода к оценке и рассмотрению предложений в условиях конфликта различных целей, задач, интересов, а иногда и правовых норм обусловлена особенностями правового механизма организации и проведения самой процедуры запроса ценовых предложений, поскольку цена предложения, оказывающая решающее влияние на принимаемое решение, известна уже в момент открытия предложений участников процедуры.

В этой связи видится целесообразным рассмотреть вопрос о том, чтобы изменить сам механизм организации и проведения процедуры для исключения субъективной оценки предложений. Причем не только процедуры запроса ценовых предложений. Полагаем, такая ситуация может иметь место и для открытого конкурса и закрытого конкурса.

Один из вариантов решения данной проблемы может быть позаимствован из Практического руководства по проведению закупок и выделению грантов Европейского союза (ПРАГ) (публикация № 8, 2014 год). Так, для исключения смоделированной нами ситуации в ПРАГ предлагается формат проведения конкурса как процедуры выбора контрагента, когда конкурсные предложения участников подаются ими в составе технического предложения и финансового предложения. И такие части предложения – техническая и финансовая – рассматриваются последовательно, а не одновременно, и это гарантирует, «что техническое качество конкурсного предложения рассматривается отдельно от цены»1. Очевидно, таким образом исключаются и связанные с одновременным рассмотрением технической и финансовой частей риски со стороны заказчика, членов комиссии, иных заинтересованных лиц.

______________________________

1 С. 62 ПРАГ.

По нашему мнению, приведенный вариант решения позволяет снизить или исключить коррупционные риски, риски ограничения конкуренции, а также риски, которые связаны с недостижением требуемого уровня качества товаров (работ, услуг) за счет намеренного выбора наименьшей цены предложения, риски, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением договорных обязательств за счет снижения цены в процедуре государственной закупки (или демпинга).

Полагаем, указанный вариант может быть реализован в законодательстве Республики Беларусь (в Законе) следующим образом. В документах, предоставляемых участникам для подготовки предложения, необходимо устанавливать требования к предложению участника о том, что предложение должно состоять из двух разделов (как это имеет место в электронном аукционе), при этом первый раздел должен содержать документы и сведения для подтверждения требований заказчика (организатора), второй раздел должен содержать сведения о цене предложения (для процедуры запроса ценовых предложений) или о документах или сведениях, подтверждающих выполнение критериев оценки и сравнения предложений, включая цену предложения (для открытого конкурса, где также может иметь место смоделированная ситуация). При открытии доступа к предложениям оператором электронной торговой площадки также обеспечивается последовательный доступ к первому и второму разделам предложений с определенным интервалом.

Согласимся, что в данном механизме потребуется более сложная организация работы комиссии за счет ее более частого созыва, однако исключаются поименованные выше риски и субъективное усмотрение при оценке и рассмотрении предложений.

Подобный механизм на сегодняшний день может быть применим при осуществлении закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств», поскольку им правила и порядок проведения конкурентных процедур устанавливаются организациями, применяющими данное постановлением, в их собственном порядке осуществления закупок за счет собственных средств. Однако учитывая отсутствие, как правило, электронного формата проведения конкурентных процедур закупок за счет собственных средств, требования к порядку формирования предложений устанавливаются с учетом той формы их подачи, которая используется указанными организациями.

Амельченя Ю.А., кандидат юридических наук, доцент

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 19 февраля 2019 г.


Пожалуйста, поверните свое устройство в горизонтальное положение.
Заказать
звонок