22Май 2019

Государственная экспертиза градостроительных, архитектурных, строительных проектов: порядок проведения изменился

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.03.2019 № 173 (далее – Постановление № 173) внесены изменения и дополнения в Положение о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.2016 № 791 (далее – Положение).

Терминология

Согласно новому определению заявитель – это заказчик, застройщик, генеральный подрядчик при строительстве объектов «под ключ», инженер (инженерная организация) при оказании инженерных услуг по комплексному управлению строительной деятельностью или по их поручению разработчик документации (в предусмотренных законодательством случаях), обратившиеся в установленном порядке в орган государственной экспертизы с заявлением о проведении государственной экспертизы и выдаче заключения государственной экспертизы.

В этой связи генеральным подрядчиком при строительстве объектов «под ключ», инженером (инженерной организацией) при оказании инженерных услуг по комплексному управлению строительной деятельностью дополнены и другие нормы положения, где раньше речь шла только о заказчике и застройщике.

Общие положения

В соответствии с дополнением, внесенным в п. 7.1 Положения к проведению государственной экспертизы, не принимаются не являющиеся объектами государственной экспертизы документация, разработка которой осуществлена без получения в установленном законодательством порядке разрешительной документации на строительство объекта и (или) без утвержденного в установленном порядке задания на проектирование (разработку или изменение градостроительного проекта), за исключением проектной документации на реконструкцию квартир в многоквартирных жилых домах, капитальный ремонт, техническую модернизацию.

Дополнение внесено также в п. 9 Положения, в котором установлено, что государственная экспертиза проектной документации на каждый пусковой комплекс в случаях их выделения разработчиком проектной документации по заданию заказчика, застройщика из состава архитектурного проекта или строительного проекта при одностадийном проектировании, прошедших государственную экспертизу и утвержденных в установленном порядке, не проводится.

Данный пункт дополнен ч. 2, согласно которой по объектам строительства, состоящим из пусковых комплексов, в случае принятия в эксплуатацию пусковых комплексов проводится государственная экспертиза проектной документации с внесенными изменениями по пусковым комплексам объекта строительства, не принятым в эксплуатацию, с включением в выводы заключения государственной экспертизы (при положительном результате рассмотрения документации) рекомендаций к повторному утверждению проектной документации с внесенными изменениями на объект строительства в целом.

Исполнитель государственной экспертизы

Некоторые изменения претерпели нормы Положения, касающиеся полномочий и компетенции исполнителя государственной экспертизы (далее – исполнитель).

В частности, п. 15 Положения теперь говорит, что исполнитель в отношении заявленного объекта государственной экспертизы при ее проведении:

запрашивает в порядке, установленном законодательством, материалы, в том числе представляющие коммерческую тайну или служебную информацию ограниченного распространения, относящиеся к предмету и объекту государственной экспертизы;

привлекает на договорной основе для участия в проведении государственной экспертизы специализированные организации, в том числе иностранные, в качестве внештатных экспертов – работников государственных и других организаций, включая учреждения высшего образования, ученых, а также высококвалифицированных специалистов, в том числе иностранных (с их согласия);

запрашивает при необходимости у заявителя в качестве доказательной базы, использованной при разработке документации, расчеты, обоснования и пояснения принятых при разработке документации конструктивных, инженерных и технологических решений, материалы инженерных изысканий и обследования технического состояния строительных конструкций и инженерных систем, сведения о заказчике и разработчике документации;

осуществляет разъяснение заключения государственной экспертизы;

принимает решение о продлении срока действия выданного заключения государственной экспертизы на основании представленных заказчиком, застройщиком, генподрядчиком при строительстве объектов «под ключ», инженером (инженерной организацией) при оказании инженерных услуг по комплексному управлению строительной деятельностью обоснований;

соблюдает беспристрастность и независимость при проведении государственной экспертизы;

принимает меры по неразглашению проектных решений и иной конфиденциальной информации, которая стала ему известна в связи с проведением государственной экспертизы;

принимает меры по обеспечению сохранности документов, представленных для проведения государственной экспертизы.

Представление документов на экспертизу

Новая редакция п. 18 теперь говорить лишь, что заявитель представляет исполнителю заявление о проведении государственной экспертизы и выдаче заключения экспертизы с приложением документов, предусмотренных законодательством об административных процедурах. В прежней редакции содержались более подробные отсылки к перечням административных процедур.

Пункт 19 Положения ранее лишь устанавливал, что заявление о проведении государственной экспертизы и выдаче заключения и прилагаемые к нему документы допускается представлять в виде электронных документов, заверив их в установленном порядке. Теперь данный пункт дополнен ч. 2, согласно которой заявление о проведении государственной экспертизы и выдаче заключения и прилагаемые к нему документы в отношении градостроительной документации и проектной документации, содержащей информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено законодательством, представляются на бумажном носителе.

Проведение экспертизы и выдача заключения

Как и ранее, п. 20 Положения установлено, что договор на проведение государственной экспертизы заключается после проверки исполнителем полноты и комплектности представленных документов либо заявителю представляется мотивированный отказ в проведении государственной экспертизы. В то же время, данный пункт дополнен ч. 2, в соответствии с которой по решению заявителя договор на проведение государственной экспертизы оформляется в виде электронного документа либо на бумажном носителе в установленном порядке.

Выдача заключения

Пункт 26 Положения дополнен нормами, согласно которым:

положительное заключение государственной экспертизы выдается по результатам доработки документации (вследствие устранения замечаний исполнителя государственной экспертизы (при наличии);

по решению заявителя заключение оформляется в виде электронного документа либо на бумажном носителе в установленном порядке.

Ранее ч. 3 п. 29 Положения было установлено, что срок действия заключения государственной экспертизы по проектной документации ограничивается продолжительностью строительства объекта, предусмотренной проектной документацией, увеличенной на один год. Согласно новой редакции этой нормы заключение государственной экспертизы по проектной документации утрачивает силу, если производство строительно-монтажных работ на объектах строительства не начато в течение двух лет после его получения. При этом установлено, что заключение государственной экспертизы по проектной документации считается полученным по истечении шести рабочих дней со дня его регистрации.

Претерпели изменения и некоторые другие нормы Положения, а также приложения 1, 2, 4 к этому документу.

Основные положения Постановления № 173 вступают в силу с 5 июля 2019 г.

Горбач А.К., юрист

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 4 апреля 2019 г.


Пожалуйста, поверните свое устройство в горизонтальное положение.
Заказать
звонок