Сохранить в избранное

Экспресс-бюллетень законодательства Российской Федерации, Республики Казахстан, Украины и Республики Молдова за период с 16 по 31 декабря 2018 г.

Российская Федерация


18 декабря 2018 г. в Российской Федерации принят Федеральный закон № 474-ФЗ «О внесении изменений в статьи 9 и 11 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», которым, в частности, расширяется перечень валютных операций, разрешенных для резидентов. В соответствии с изменениями резидентам разрешается совершать валютные операции с внешними ценными бумагами, если расчеты осуществляются по итогам клиринга, а также валютные операции, связанные с исполнением и (или) прекращением договора репо, если одной из сторон является уполномоченный банк или профессиональный участник рынка ценных бумаг.

25 декабря 2018 г. Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 478-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Документом предусматривается, в частности, что с 1 июля 2019 г. застройщик напрямую сможет привлекать средства граждан для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости исходя из степени готовности домов и количества заключенных договоров. Методика определения соответствия многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости необходимым критериям и перечень документов, необходимых для определения соответствия таких объектов этим критериям, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Также установлено, что лица, контролирующие застройщика, несут субсидиарную ответственность за убытки, причиненные участникам долевого строительства. Ранее предусматривалась солидарная ответственность таких лиц.

Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. № 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает, что общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти.

25 декабря 2018 г. Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 480-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и статью 35 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», согласно которому плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, не проводятся с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г., за исключением:

1. плановых проверок, проводимых в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности;

2. плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации;

3. плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при наличии информации о том, что в отношении указанных лиц ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании выданной лицензии;

4. плановых проверок, проводимых по лицензируемым видам деятельности в отношении осуществляющих их юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

5. плановых проверок, проводимых в рамках федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности, федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны, внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, федерального государственного надзора в области использования атомной энергии, федерального государственного пробирного надзора.

Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. № 495-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» предусматривает, что правила о наследовании нетрудоспособными лицами независимо от содержания завещания не менее половины доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону, применяются также к женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, и мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста.

Указанное положение вводится, чтобы повышение пенсионного возраста не отразилось на существующем порядке наследования для нетрудоспособных граждан.

27 декабря 2018 г. в Российской Федерации принят Федеральный закон № 554-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» и Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», в соответствие с которым процентная ставка по договору потребительского кредита (займа) не может превышать 1 процент в день.

Документом предусматривается, что по договору потребительского кредита (займа), срок возврата потребительского кредита (займа) по которому на момент его заключения не превышает одного года, не допускается начисление процентов, неустойки (штрафа, пени), иных мер, а также платежей за услуги, оказываемые кредитором заемщику за отдельную плату, после того, как сумма начисленных процентов, неустойки (штрафа, пени), иных мер ответственности по договору потребительского кредита (займа), а также платежей за услуги, оказываемые кредитором заемщику за отдельную плату, достигнет полуторакратного размера суммы предоставленного потребительского кредита (займа).

При этом условие, содержащее указанный запрет, должно быть указано на первой странице договора потребительского кредита (займа).

Также установлено, что кредитор вправе осуществлять уступку прав (требований) по договору потребительского кредита (займа) только юридическому лицу, осуществляющему профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, юридическому лицу, осуществляющему деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц в качестве основного вида деятельности, специализированному финансовому обществу или физическому лицу, указанному в письменном согласии заемщика, полученном кредитором после возникновения у заемщика просроченной задолженности, если запрет на осуществление уступки не предусмотрен федеральным законом или договором, содержащим условие о запрете уступки, согласованное при его заключении.

27 декабря 2018 г. Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 560-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 26 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» в части установления запрета на производство и (или) оборот порошкообразной спиртосодержащей продукции».

Документом определяется понятие порошкообразной спиртосодержащей продукции и устанавливается запрет на ее производство и (или) оборот на территории Российской Федерации.

В частности, под порошкообразной спиртосодержащей продукцией подразумевается пищевая или непищевая продукция в виде сухого вещества, предназначенная для получения продукции в жидком виде, содержащей в своем составе этиловый спирт более 0,5 процента объема готовой продукции.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2018 г. № 1616 утверждены Правила определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.

Согласно Правилам определение управляющей организации осуществляется решением органа местного самоуправления, органа государственной власти субъектов Российской Федерации из числа управляющих организаций, имеющих лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и включенных в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.

Установлено также, что в качестве управляющей организации для управления многоквартирным домом решением об определении управляющей организации не может быть определена управляющая организация, если собственники помещений в таком многоквартирном доме ранее приняли решение о расторжении договора управления многоквартирным домом с этой управляющей организацией.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 1708 внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме.

Документом установлена возможность расчета размера платы за отопление по показаниям индивидуальных приборов в многоквартирных домах, которые оснащены общедомовым прибором учета тепловой энергии и в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии.

Установлено также, что собственники жилых помещений, которые перешли на индивидуальное отопление (демонтировали приборы централизованного отопления), и собственники помещений, в которых технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрены приборы отопления, смогут включать в плату за коммунальную услугу по отоплению только оплату отопления мест общего пользования. Ранее собственники таких помещений оплачивали централизованное отопление как квартиры, так и мест общего пользования, а также за свой счет обеспечивали эксплуатацию индивидуальных источников тепловой энергии.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 г. № 1719 внесены изменения в Правила учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и винограда, использованного для производства винодельческой продукции, и Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда.

Согласно внесенным изменениям обновлены формы деклараций об алкогольной продукции и правила их представления. Введены декларации:

• об объеме производства и оборота алкогольной продукции;
• об объеме винограда, собранного для производства винодельческой продукции;
• об объеме винограда, использованного для производства вина, игристого вина (шампанского);
• об объеме винограда, использованного для производства винодельческой продукции, в том числе продукции с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, и полного цикла производства дистиллятов.

Исключены декларации:

• об объеме использования этилового спирта;
• об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции;
• об объеме использования алкогольной и спиртосодержащей продукции;
• о перевозке этилового спирта и спиртосодержащей продукции;
• об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда.

19 декабря 2018 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации зарегистрирован проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Законопроект призван обеспечить комплексное правовое регулирование вопросов присвоения государственным гражданским служащим классных чинов государственной гражданской службы, классных чинов юстиции и дипломатических рангов.

Законопроектом предусматривается, в частности, что указом Президента Российской Федерации устанавливается соответствие классных чинов государственной гражданской службы должностям федеральной государственной гражданской службы высшей группы должностей, постановлением Правительства Российской Федерации – соответствие классных чинов государственной гражданской службы должностям федеральной государственной гражданской службы главной, ведущей, старшей и младшей групп должностей в федеральных органах исполнительной власти.

31 декабря 2018 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации зарегистрирован проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части административной ответственности за правонарушения в сфере обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг», предусматривающий внесение изменений в части возложения полномочий по рассмотрению дел о правонарушениях, связанных с уклонением от исполнения требований по обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам и услугам, а также по составлению соответствующих протоколов на федеральные органы государственного контроля (надзора):

Ространснадзор – нарушение требований по обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам транспорта (транспортным средствам) и услугам по перевозке;

Роскомнадзор – нарушение требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам и услугам связи;

Ростехнадзор – нарушение требований по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения при проектировании и строительстве жилых зданий, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;

Росздравнадзор – нарушение требований по обеспечению доступа для инвалидов объектов организаций, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность, и предоставляемых ими услуг;

Рособрнадзор – нарушение требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов организаций, осуществляющих деятельность по реализации образовательных программ, и предоставляемых ими образовательных услуг.

Кроме того, аналогичные полномочия возлагаются на региональные органы контроля (надзора) в сфере жилищного и строительного надзора, а также социального обслуживания.

31 декабря 2018 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации зарегистрирован проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (в части регулирования бухгалтерского учета организаций бюджетной сферы)».

Законопроектом, в частности, предлагается замена применяемых терминов «организации государственного сектора» и «организации бюджетной сферы» одним термином «организации бюджетной сферы».

Также законопроектом предусматривается введение положений по проведению экспертизы стандартов бухгалтерского учета государственных финансов отдельным экспертным органом – советом по стандартам бухгалтерского учета государственных финансов.

В документе закреплена обязательность исполнения всеми работниками экономического субъекта требований главного бухгалтера, иного должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лица, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, по документальному оформлению фактов хозяйственной жизни, представлению первичных учетных документов, иных документов (сведений), необходимых для ведения бухгалтерского учета, в соответствии с установленными порядками документооборота.


Республика Казахстан


Президент Республики Казахстан подписал 26 декабря 2018 г. Закон № 203-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам занятости населения».

Документ направлен на формализацию деятельности и обеспечение участия самостоятельно занятого населения в системах социального обеспечения. Правовым актом вносятся изменения и дополнения в 3 кодекса и 19 законов.

Основной новацией является введение с 1 января 2019 г. нового правового режима, которым предусмотрен упрощенный порядок регистрации в налоговых органах деятельности неформально занятых.

27 декабря 2018 г. принят Закон Республики Казахстан № 202-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственных закупок и закупок субъектов квазигосударственного сектора».

Документом предусмотрено совершенствование системы централизованных закупок. Так, в рамках централизованных государственных закупок приняты нормы, разрешающие объединять мелкие закупки в один крупный лот, что позволит стандартизировать закупки и загружать производственные мощности бизнеса на большие объемы.

Кроме того, из 53 оснований закупок из одного источника исключены такие случаи, как приобретение:

• права природопользования;
• ценных бумаг, доли в уставном капитале юридических лиц;
• для осуществления монетарной деятельности, а также по управлению Национальным фондом Республики Казахстан и пенсионными активами;
• товаров, работ, услуг, осуществляемого в соответствии с международными договорами Республики Казахстан, по перечню, утвержденному Правительством Республики Казахстан, а также в рамках реализации инвестиционных проектов, финансируемых международными организациями, членом которых является Республики Казахстан;
• услуг по проведению технического и авторского надзора за проведением работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народа Республики Казахстан.

Что касается закупок квазигоссектора, то среди новаций можно назвать установление административной ответственности работников квазигоссектора за нарушения правил закупок, перевод всех закупок квазигоссектора на электронный формат и др.

27 декабря 2018 г. Президент Республики Казахстан подписал Закон № 204-VI «О естественных монополиях», который направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, определение правовых основ государственного регулирования деятельности в сферах естественных монополий, обеспечение доступности регулируемых услуг для потребителей, обеспечение защиты интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечение гласности и прозрачности процедур государственного регулирования деятельности в сферах естественных монополий, стимулирование повышения качества регулируемых услуг и удовлетворения спроса на них.

В частности, к сферам естественных монополий в Республике Казахстан относятся регулируемые услуги:

• по передаче электрической энергии;
• по производству, передаче, распределению и (или) снабжению тепловой энергией, за исключением тепловой энергии, выработанной с использованием тепла грунта, грунтовых вод, рек, водоемов, сбросной воды промышленных предприятий и электростанций, канализационно-очистных сооружений;
• магистральных железнодорожных сетей, за исключением регулируемых услуг магистральных железнодорожных сетей при перевозке грузов в контейнерах, перевозке порожних контейнеров и транзитных перевозках грузов через территорию Республики Казахстан;
• железнодорожных путей с объектами железнодорожного транспорта по договорам государственно-частного партнерства, в том числе договорам концессии, при отсутствии конкурентного железнодорожного пути;
• подъездных путей при отсутствии конкурентного подъездного пути;
• аэронавигации, за исключением аэронавигационного обслуживания международных и транзитных полетов;
• по предоставлению в имущественный наем (аренду) или пользование кабельной канализации, за исключением деятельности субъектов малого предпринимательства;
• водоснабжения и (или) водоотведения и др.

Законом Республики Казахстан от 28 декабря 2018 г. № 208-VI вносятся изменения и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения.

В частности, изменениями предусмотрено совершенствование системы корпоративного управления в медицинских организациях, сферы медицинской научной деятельности, системы медицинского образования, повышение качества подготовки медицинских кадров, вопросов охраны общественного здоровья и дальнейшее совершенствование системы обязательного социального медицинского страхования.

Документом вносятся поправки в 11 законодательных актов, в том числе в Кодекс «О здоровье народа и системе здравоохранения», Уголовный кодекс, Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях и Предпринимательский кодекс.

28 декабря 2018 г. Президентом Республики Казахстан подписан Закон № 210-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам административно-территориального устройства РК и противодействия теневой экономике».

Документом предусмотрено внесение поправок, касающихся реформирования службы экономических расследований, введения налоговой амнистии для субъектов малого и среднего бизнеса, а также поправки в Налоговый кодекс по вопросам введения в действие норм по налогообложению города Шымкента в статусе города республиканского значения.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 декабря 2018 г. № 869 утвержден План законопроектных работ Правительства Республики Казахстан на 2019 год.

В частности, Планом предусмотрена разработка законопроектов «О статусе педагога», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам лотерей и лотерейной деятельности», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав потребителей» и др.


Украина


Постановлением Кабинета Министров Украины от 18 декабря 2018 г. № 1117 утвержден Порядок реализации государственных гарантий медицинского обслуживания населения по программе медицинских гарантий для первичной медицинской помощи на 2019 год, который определяет особенности реализации государственных гарантий медицинского обслуживания населения по программе медицинских гарантий, устанавливает тарифы и корректирующие коэффициенты.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 27 декабря 2018 г. № 1130 изложен в новой редакции Устав Национального агентства по обеспечению качества высшего образования. В соответствии с Уставом Национальное агентство по обеспечению качества высшего образования является постоянно действующим органом, реализующим государственную политику в сфере обеспечения качества высшего образования, имеющим статус юридического лица публичного права.

В состав Национального агентства входят 23 члена: три лица из числа представителей всеукраинских объединений организаций работодателей, два лица из числа соискателей высшего образования первого или второго уровня и не менее одного представителя из числа лиц, работающих по основному месту работы:

• в Национальной академии наук;
• в национальной отраслевой академии наук (по одному представителю от каждой академии);
• в заведении высшего образования государственной формы собственности;
• в заведении высшего образования коммунальной формы собственности;
• в заведении высшего образования частной формы собственности.

Срок полномочий членов Национального агентства составляет три года. Одно и то же лицо не может быть членом Национального агентства больше двух сроков.

Организацию и проведение конкурсного отбора членов Национального агентства осуществляет Конкурсная комиссия, которая создается Кабинетом Министров Украины в качестве совещательного органа и действует на основании положения о ней, утверждаемого Кабинетом Министров Украины.

Организационное, финансово-хозяйственное и материально-техническое обеспечение деятельности Национального агентства осуществляет секретариат Национального агентства. Положение о секретариате Национального агентства, его структура и штатное расписание утверждаются решением Национального агентства.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 27 декабря 2018 г. № 1136 утверждены на 2019 год:

• объемы квот товаров, экспорт которых подлежит лицензированию;
• перечень товаров (озоноразрушающих веществ), экспорт и импорт которых подлежит лицензированию;
• перечень товаров, которые могут содержать озоноразрушающие вещества, экспорт и импорт которых подлежит лицензированию;
• перечень товаров, экспорт которых подлежит лицензированию.

Министерству экономического развития и торговли поручено обеспечить лицензирование экспорта и импорта указанных товаров.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 27 декабря 2018 г. № 1137 утверждены образец и техническое описание бланка служебного удостоверения с бесконтактным электронным носителем должностных лиц и работников органов исполнительной власти и Секретариата Кабинета Министров Украины.

Секретариату Кабинета Министров Украины, министерствам и другим центральным и местным органам исполнительной власти поручено в шестимесячный срок со дня вступления в силу постановления принять меры по обеспечению соответствующих органов бланками служебного удостоверения с бесконтактным электронным носителем и приведению собственных нормативных правовых актов в соответствие с указанным постановлением.

19 декабря 2018 г. Верховной Радой Украины зарегистрирован проект Закона Украины № 9417 «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения», целью которого является усовершенствование и уточнение отдельных норм законодательства по вопросам предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, обеспечение реализации положений новых международных стандартов в сфере противодействия отмыванию средств и борьбы с финансированием терроризма.

Документом определяются, в частности, увеличение начальной суммы и уменьшение количества признаков для обязательного сообщения о финансовых операциях, о которых субъекты первичного финансового мониторинга (банки, страховщики, кредитные союзы, ломбарды, биржи, платежные организации и другие финансовые учреждения) обязаны предоставлять информацию. Так, согласно проекту субъекты первичного финансового мониторинга обязаны сообщать о финансовых операциях на сумму больше 300 тыс. грн. (составляет 22 942,0 белорусского рубля с учетом курса Национального банка Республики Беларусь, установленного на 14 января 2019 г.) (в настоящее время 150 тыс. грн.) (составляет 11 471,0 белорусского рубля), связанных с денежной наличностью, переводом средств за границу, а также переводы политически значащими лицами и клиентами из государств, которые не выполняют рекомендации международных, межправительственных организаций, действующих в данной сфере.

Законопроектом также предусматривается совершенствование положений законодательства, обеспечивающих конфиденциальность факта получения и выполнение субъектами первичного финансового мониторинга запросов, решений и поручений Государственного финансового мониторинга, что позволит усилить защиту субъектов первичного финансового мониторинга от угроз, дискриминационных действий и других негативных последствий, связанных с выполнением мероприятий по первичному финансовому мониторингу.

28 декабря 2018 г. Верховной Радой Украины зарегистрирован проект Закона Украины № 9456 «Об административной процедуре», который призван урегулировать отношения органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, других субъектов, которые согласно закону уполномочены на осуществление властных управленческих функций, с физическими и юридическими лицами относительно принятия административного акта и его выполнения.

Действие этого документа не распространяется на отношения, возникающие в ходе:

1. рассмотрения обращений лиц, содержащих предложения, советы, рекомендации о формировании государственной, региональной и местной политики, а также об урегулировании общественных отношений, усовершенствовании нормативных правовых актов;

2. уголовного производства, производства по делам об административных правонарушениях, оперативно-розыскной деятельности, исполнительного производства (кроме выполнения административных актов), совершения нотариальных действий, исполнения наказаний, применения законодательства о защите экономической конкуренции;

3. государственной службы, дипломатической и военной службы, прохождения службы лицами рядового и начальствующего состава, службы в органах местного самоуправления, а также другой публичной службы;

4. реализации конституционного права граждан принимать участие во всеукраинском и местных референдумах, избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

5. обжалования процедур публичных закупок.

Законопроект закрепляет принципы осуществления административной процедуры, в частности: принцип верховенства права, законности, равенства участников административного производства перед законом, использования полномочий с надлежащей целью, обоснованности и определенности, беспристрастности (непредубежденности) административного органа, обоснованности и определенности, добросовестности и благоразумия, пропорциональности, открытости, своевременности и разумного срока, эффективности, официальности, презумпции правомерности действий и требований лица, гарантирования права лица на участие в административном производстве, гарантирования эффективных средств юридической защиты.

Законопроект разработан Министерством юстиции во исполнение подпункта 1 пункта 22 Плана мероприятий по реализации Стратегии реформирования государственного управления Украины на 2016–2020 годы.


Республика Молдова


Постановлением Правительства Республики Молдова от 19 декабря 2018 г. № 1242 внесены изменения в Положение о поддержке одаренных учащихся.

В частности, участникам региональных и международных олимпиад увеличат пособия на ежедневные расходы на питание (до 250 леев в день) (составляет 31,48 белорусского рубля с учетом курса Национального банка Республики Беларусь, установленного на 11 января 2019 г.) и обеспечение канцелярскими товарами (до 400 леев) (составляет 50,37 белорусского рубля). Повысится также заработная плата педагогов, которые вовлечены в подготовку учащихся к олимпиадам (до 1000 леев) (составляет 125,92 белорусского рубля), членов рабочей группы по разработке конкурсных заданий (до 1500 леев) (составляет 188,88 белорусского рубля) и др.

Кроме того, предусмотрены дополнительные выплаты и надбавки специалистам за перевод конкурсного задания с румынского языка на другие, подготовку компьютерной техники и сетевой инфраструктуры к проведению олимпиад по информатике и др.

19 декабря 2018 г. Правительство Республики Молдова приняло постановление № 1246, которым утверждено Положение о предоставлении/приостановлении статуса застрахованного лица в системе обязательного медицинского страхования.

Документом установлены условия предоставления/приостановления статуса застрахованного лица, а также критерии установления приоритетов в случае отнесения физического лица к нескольким категориям плательщиков страховых взносов. Статус застрахованных лиц присваивается Национальной компанией медицинского страхования (НКМС) трудоустроенным гражданам, лицам, застрахованным Правительством, а также гражданам, которые приобретают полис обязательного страхования в индивидуальном порядке. В случае неуплаты взносов предусмотрены санкции вплоть до лишения статуса застрахованного лица.

При регистрации каждому застрахованному лицу НКМС присвоит номер, который будет введен в Реестр учета застрахованных лиц.

Постановлением Правительства Республики Молдова от 19 декабря 2018 г. № 1258 внесены изменения в каталог единых тарифов на медико-санитарные услуги. Документом предусмотрено:

• снижение цен на 221 вид медико-санитарных услуг;
• исключение 208 услуг, которые больше не вписываются в медицинские стандарты и не предоставляются в настоящее время медучреждениями;
• переименование 276 услуг;
• установление тарифов на 135 новых услуг.

19 декабря 2018 г. Правительство Республики Молдова приняло постановление № 1260, которым утвержден пилотный проект по организации питания детей и учащихся в общеобразовательных учреждениях.

Согласно документу пилотный проект будет внедрен в районе Стрэшень. Новая модель будет основана на аутсорсинге. Для этого блоки питания, столовые, склады для хранения продуктов будут объединены на уровне населенного пункта и переданы экономическим агентам, которые будут обеспечивать питание детей.

Экономические агенты будут нести ответственность за ремонт и оснащение всем необходимым оборудованием помещения для подготовки и хранения продуктов питания, а также за обучение и оплату труда персонала. Водоснабжение, канализацию, газоснабжение и установку перекрытий должны будут обеспечить местные органы власти. Договоры с экономическими агентами будут заключены на срок до 5 лет.

Ожидается, что данные меры помогут оптимизировать расходы и улучшить качество оказываемых услуг.

Постановлением Правительства Республики Молдова от 26 декабря 2018 г. № 1278 утверждено Положение о видах, размерах и конкретных условиях для предоставления пособий для воспитания и ухода за детьми, размещенными в службы опеки/попечительства, патронатного воспитания и детский дом семейного типа.

Правовым актом установлены следующие виды выплат:

• единовременное пособие при размещении – 3513 леев (составляет 442,36 белорусского рубля);
• ежемесячное пособие – 1400 леев (составляет 176,29 белорусского рубля);
• ежедневное пособие;
• единовременное пособие при достижении 18 лет (за исключением детей, размещенных в службу опеки/попечительства) – 1000 леев (составляет 125,92 белорусского рубля).

Постановлением Правительства Республики Молдова от 26 декабря 2018 г. № 1279 утверждено Положение о выдаче разрешений на лов рыбы в природных рыбохозяйственных водных объектах.

Документом установлено, что рыболовство в реках и озерах Молдовы будет разрешено на основании авторизаций, сертификатов и специальных разрешений, выданных Агентством по охране окружающей среды. Разрешение будет выдаваться на одно лицо без права передачи другому лицу, и будет действительно в год его приобретения.

Обладателю разрешения на выдачу квоты на коммерческое рыболовство разрешено использовать пять рыболовных снастей с условием обязательного опечатывания их пломбами Агентства по охране окружающей среды, что не позволит использовать другие сети, кроме официально зарегистрированных.

Деньги от уплаты за разрешения будут поступать в Национальный экологический фонд.
Постановлением Правительства Республики Молдова от 26 декабря 2018 г. № 1281 установлен временный мораторий (до 31 декабря 2019 г.) на трудоустройство персонала в учреждениях, финансируемых из государственного бюджета, на вакансии, зарегистрированные до 30 ноября 2018 г.

Постановлением Правительства Республики Молдова от 26 декабря 2018 г. № 1284 предусмотрено повышение:

• единовременного пособия при рождении ребенка – с 5645 леев (составляет 710,82 белорусского рубля) до 6303 леев (составляет 793,67 белорусского рубля);
• ежемесячного пособия по уходу за ребенком для застрахованных и незастрахованных лиц – с 540 леев (составляет 67,99 белорусского рубля) до 640 леев (составляет 82,69 белорусского рубля);
• ежемесячной помощи по уходу за двумя и более детьми до 3-х лет, рожденными единовременно.

21 декабря 2018 г. Парламентом Республики Молдова зарегистрирован проект Закона Республики Молдова № 467 «О внесении изменений в Закон № 313/2018 о предоставлении единовременной помощи некоторым получателям пенсий», которым предусмотрено расширение категорий людей, которые получат помощь в размере 600 леев (составляет 75,55 белорусского рубля). В перечень включены люди:

• с ограниченными возможностями;
• потерявшие кормильца;

• достигшие пенсионного возраста, но не имеющие непрерывного трудового стажа и получающие пособие в несколько сотен леев.

По информации Национального центра правовой информации Республики Беларусь


Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Должны ли банки при установлении статуса физического лица определять фактическое нахождение на территории Республики Беларусь в календарном году?
Сафаревич Денис Захарович, юрист

Вопрос: 

Должны ли банки, если да – то каким образом, при установлении статуса физического лица, имеющего паспорт гражданина Республики Беларусь или паспорт гражданина Республики Беларусь для постоянного проживания за пределами Республики Беларусь в иностранном государстве (либо документ о постановке на консульский учет; документ о праве на постоянное проживание в иностранном государстве), определять фактическое нахождение на территории Республики Беларусь в календарном году (в совокупности 183 дня и менее), в т.ч. проживающего в РФ (при пересечении российско-белорусской границы отметка не проставляется)? Допускается ли и будет ли достаточным указание в платежной инструкции физическим лицом информации «Подтверждаю, что срок моего пребывания на территории Республики Беларусь составил менее 183 дней в календарном году»?

Читать подробнее
Календарь событий
26 апреля 2024 г.
Полящук Наталья Анатольевна
Вебинар "Предупреждение и противодействие коррупции в организации"
Подробнее
24 апреля 2024 г.
Амельченя Юлия Александровна, Бакиновская Ольга Александровна
Вебинар "Особенности организации и проведения закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств"
Подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.