ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

6 сентября 2016 г. № 702

Вопросы Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь

В целях реализации Указа Президента Республики Беларусь от 3 июня 2016 г. № 188 «Об органах антимонопольного регулирования и торговли» и в соответствии со статьей 25 Закона Республики Беларусь от 23 июля 2008 года «О Совете Министров Республики Беларусь» Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.

2. Считать необходимым иметь в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь коллегию в количестве 15 человек.

3. Внести в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 967 «Отдельные вопросы Министерства экономики Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 130, 5/22734; 2007 г., № 56, 5/24794; 2008 г., № 66, 5/27291; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 27.06.2013, 5/37437; 27.03.2014, 5/38597; 07.11.2014, 5/39663; 11.02.2015, 5/40098) следующие изменения:

3.1. в пункте 1:

абзац пятый исключить;

абзац шестой считать абзацем пятым;

3.2. в Положении о Министерстве экономики Республики Беларусь, утвержденном этим постановлением:

из части первой пункта 1 слова «, противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции, деятельности субъектов естественных монополий, государственного регулирования цен (тарифов) и государственного контроля ценообразования» исключить;

в пункте 4:

подпункты 4.3.1 и 4.6 исключить;

подпункт 4.5.1 после слов «денежно-кредитной,» дополнить словами «ценовой, антимонопольной,»;

в пункте 5:

подпункт 5.2 после слов «развития республики» дополнить словами «(в том числе определяет прогнозные параметры изменения цен)»;

из подпункта 5.27 слова «, развитию конкуренции» исключить;

подпункты 5.28, 5.29, 5.30 и 5.412 исключить;

из подпункта 5.33 слова «, ценообразованию, противодействию монополизации и недобросовестной конкуренции» исключить;

из подпункта 5.401 слова «, в том числе антимонопольного и ценового регулирования и контроля» исключить;

из подпункта 6.5 пункта 6 слова «, ценообразования, противодействия монополизации и недобросовестной конкуренции и деятельности субъектов естественных монополий» исключить.

4. Признать утратившими силу постановления Совета Министров Республики Беларусь и отдельные структурные элементы постановлений Совета Министров Республики Беларусь согласно приложению.

5. Настоящее постановление вступает в силу с 8 сентября 2016 г.

 

Премьер-министр Республики Беларусь

А.Кобяков

 

 

Приложение

к постановлению
Совета Министров
Республики Беларусь

06.09.2016 № 702

ПЕРЕЧЕНЬ
утративших силу постановлений Совета Министров Республики Беларусь и отдельных структурных элементов постановлений Совета Министров Республики Беларусь

1. Положение о Департаменте ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 967 «Отдельные вопросы Министерства экономики Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 130, 5/22734).

2. Подпункт 1.3 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 февраля 2007 г. № 242 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 967» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 56, 5/24794).

3. Подпункт 2.20.4 пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 мая 2007 г. № 729 «О мерах по реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 136, 5/25327).

4. Подпункт 1.8.4 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16 октября 2007 г. № 1337 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 26 июля 2007 г. № 350» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 253, 5/25990).

5. Подпункт 1.20.4 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 7 марта 2008 г. № 347 «О внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам организации работы с обращениями граждан и юридических лиц» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 66, 5/27291).

6. Подпункт 1.3 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 7 декабря 2010 г. № 1777 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 967 и признании утратившими силу постановления Кабинета Министров Республики Беларусь от 8 декабря 1995 г. № 666 и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 4 апреля 2001 г. № 453» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 301, 5/32966).

7. Подпункт 1.6 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 21 июня 2013 г. № 513 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 967» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 27.06.2013, 5/37437).

8. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 июня 2013 г. № 527 «Вопросы Министерства торговли Республики Беларусь» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 02.07.2013, 5/37459).

9. Подпункт 1.25 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17 января 2014 г. № 33 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 25.01.2014, 5/38331).

10. Подпункт 1.6 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 2 мая 2014 г. № 408 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 07.05.2014, 5/38801).

11. Подпункт 1.9 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 9 июля 2014 г. № 660 «О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 12.07.2014, 5/39112).

12. Подпункт 1.2 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 октября 2014 г. № 1005 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 967» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 07.11.2014, 5/39663).

13. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 ноября 2014 г. № 1043 «О внесении дополнения и изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 июня 2013 г. № 527» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 11.11.2014, 5/39667).

14. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2014 г. № 1291 «О внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 июня 2013 г. № 527» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 07.01.2015, 5/39968).

15. Абзацы четвертый–одиннадцатый подпункта 1.1 и подпункт 1.2 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 4 февраля 2015 г. № 74 «О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 967 и от 25 июня 2013 г. № 527» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 11.02.2015, 5/40098).

16. Пункт 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26 июня 2015 г. № 532 «О внесении дополнений и изменения в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2006 г. № 985 и от 25 июня 2013 г. № 527» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 30.06.2015, 5/40714).

17. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 июля 2015 г. № 610 «О внесении изменений и дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 июня 2013 г. № 527» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 22.07.2015, 5/40816).

18. Подпункт 5.2 пункта 5 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 июня 2016 г. № 486 «О некоторых вопросах лицензирования и применения иных административных мер регулирования внешнеторговой деятельности при осуществлении торговли товарами с третьими странами и при введении мер нетарифного регулирования в одностороннем порядке» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 05.07.2016, 5/42258).

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь

06.09.2016 № 702

ПОЛОЖЕНИЕ
о Министерстве антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь

1. Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее, если не указано иное, – МАРТ) является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь.

2. В своей деятельности МАРТ руководствуется законодательством, в том числе настоящим Положением, и осуществляет ее во взаимодействии с другими республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами и другими организациями.

3. В систему МАРТ входят территориальные органы Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь с правами юридического лица согласно приложению, управления (отделы) торговли и услуг облисполкомов и Минского горисполкома, подчиненное МАРТ учреждение «Редакция журнала «Гермес» и открытое акционерное общество «Белорусская универсальная товарная биржа», принадлежащие Республике Беларусь акции которого переданы в управление МАРТ.

4. В структуру МАРТ входят главные управления, управления, отделы и секторы.

5. Задачами МАРТ являются:

5.1. проведение государственной политики в области противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции, регулирование деятельности субъектов естественных монополий, ценообразования, торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, защиты прав потребителей, рекламы, государственных закупок товаров (работ, услуг);

5.2. принятие мер по противодействию монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, по выявлению и пресечению нарушений законодательства в области противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции (далее – антимонопольное законодательство), содействию развитию добросовестной конкуренции;

5.3. проведение анализа состояния потребительского рынка, бытового обслуживания населения, осуществления торговли и общественного питания, в том числе на основании официальной статистической информации, таможенной статистики внешней торговли Республики Беларусь, статистики взаимной торговли Республики Беларусь с государствами – членами Евразийского экономического союза, сведений Торгового реестра Республики Беларусь, Реестра бытовых услуг Республики Беларусь;

5.4. разработка и осуществление совместно с республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, мероприятий по формированию внутреннего потребительского рынка, улучшению качества торгового и бытового обслуживания населения и оказания услуг общественного питания, по развитию рекламной деятельности с учетом национальных интересов Республики Беларусь;

5.5. координация выставочной и ярмарочной деятельности в Республике Беларусь;

5.6. реализация государственной кадровой политики в области противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции, регулирования деятельности субъектов естественных монополий, ценообразования, торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;

5.7. осуществление в пределах своей компетенции контроля, государственного контроля (надзора).

6. МАРТ в соответствии с основными задачами:

6.1. проводит анализ и оценку состояния товарных рынков, в том числе проблемных вопросов их функционирования, определяет степень их монополизации;

6.2. устанавливает доминирующее положение хозяйствующих субъектов;

6.3. формирует и ведет Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и Государственный реестр субъектов естественных монополий;

6.4. согласовывает условия преобразования хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики, в открытые акционерные общества;

6.5. осуществляет в случаях, установленных законодательными актами, контроль за экономической концентрацией;

6.6. в установленных законодательством случаях дает заключения о соответствии проектов соглашений хозяйствующих субъектов требованиям антимонопольного законодательства;

6.7. принимает решения:

обязательные в соответствии с законодательными актами для субъектов естественных монополий;

о включении хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги, относящиеся к сфере естественных монополий, в Государственный реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него;

по фактам нарушения законодательства о естественных монополиях;

6.8. применяет способы государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий, предусмотренные законодательством о естественных монополиях;

6.9. устанавливает факт наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства на основании имеющихся или полученных документов и (или) сведений;

6.10. заключает в установленном им порядке с юридическими лицами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках, соглашения, в которых определяются обязательные условия, исключающие монополистическую деятельность этих юридических лиц, а также пределы изменения цен (тарифов) на товары (работы, услуги);

6.11. выносит предписания допустившим нарушения антимонопольного законодательства государственным органам, их должностным лицам, хозяйствующим субъектам, должностным лицам хозяйствующих субъектов – юридических лиц;

6.12. направляет:

субъектам естественных монополий обязательные для исполнения решения о прекращении нарушений законодательства о естественных монополиях, в том числе об устранении их последствий, о заключении договоров с потребителями, подлежащими обязательному обслуживанию, внесении изменений в заключенные договоры;

республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам обязательные для исполнения решения об отмене принятых ими актов, не соответствующих законодательству о деятельности субъектов естественных монополий, либо о внесении в эти акты изменений и (или) о прекращении нарушений законодательства о деятельности субъектов естественных монополий;

6.13. разрабатывает методологию установления и применения цен (тарифов);

6.14. осуществляет регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также иных физических лиц, имеющих право в соответствии с законодательством осуществлять определенные виды деятельности, не относимые законодательными актами к предпринимательской деятельности, на товары (работы, услуги), в отношении которых применяются регулируемые цены (тарифы), путем установления фиксированных цен (тарифов), предельных цен (тарифов), предельных нормативов рентабельности, предельных надбавок (скидок, наценок) к ценам, индексации цен (тарифов), определения порядка установления и применения цен (тарифов), а также их декларирования;

6.15. вносит предложения о принятии обязательных для субъектов ценообразования (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц) решений о введении, изменении или прекращении регулирования цен (тарифов) в случаях, предусмотренных законодательством;

6.16. принимает обязательные к исполнению решения об устранении выявленных нарушений в области ценообразования, отменяет цены (тарифы), установленные субъектами ценообразования с нарушением законодательства о ценообразовании;

6.17. проводит анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания, оценку эффективности применения мер по их поддержке, готовит на основании анализа и оценки эффективности прогноз развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в том числе путем разработки проектов государственных программ развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

6.18. обеспечивает реализацию государственных программ развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

6.19. утверждает отраслевые программы развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

6.20. осуществляет мониторинг конъюнктуры внутреннего потребительского рынка, распространение полученной информации среди заинтересованных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

6.21. осуществляет создание и ведение Торгового реестра Республики Беларусь и Реестра бытовых услуг Республики Беларусь;

6.22. разрабатывает и утверждает:

в зависимости от типа и вида торгового объекта, наличия торговой площади и ее размера на основании предложений облисполкомов и Минского горисполкома перечень товаров с указанием количества их разновидностей (моделей, размеров, артикулов, сортов, иных разновидностей товаров), подлежащих включению субъектами торговли в ассортиментный перечень товаров;

в зависимости от типа и класса объекта общественного питания на основании предложений облисполкомов и Минского горисполкома перечень продукции общественного питания с указанием количества ее наименований, а также перечень товаров с указанием количества их разновидностей (моделей, размеров, артикулов, сортов, иных разновидностей товаров), подлежащих включению субъектами общественного питания в ассортиментный перечень продукции общественного питания;

совместно с Государственным комитетом по стандартизации, Министерством здравоохранения, Министерством сельского хозяйства и продовольствия порядок подтверждения наличия документов о качестве и безопасности товаров при их продаже;

технологические требования к организации процессов продажи товаров, производству продукции общественного питания и контролю ее качества;

классификацию розничных торговых объектов по видам и типам, а также классификацию форм торговли;

классификацию объектов общественного питания по типам и классам, а также критерии отнесения объектов общественного питания к классам и деления их на типы;

порядок оформления предварительных заказов на обслуживание покупателей в объектах общественного питания;

порядок осуществления общественного питания вне объектов общественного питания по заказам;

порядок оформления и учета счетов при расчетах официантами (барменами) покупателей в объектах общественного питания;

перечень торговых сетей, сведения об удельном весе которых в общем товарообороте включаются в Торговый реестр Республики Беларусь;

6.23. принимает меры по совершенствованию организации и технологии общественного питания, устанавливает особенности организации общественного питания для отдельных групп населения, разрабатывает и утверждает совместно с заинтересованными государственными органами рационы (нормы) питания для категорий населения, финансирование питания которых полностью или частично осуществляется за счет бюджетных средств;

6.24. устанавливает требования в части лабораторного контроля качества продукции общественного питания;

6.25. проводит аттестацию технологических пищевых лабораторий;

6.26. осуществляет совместно с государственными органами мероприятия по насыщению потребительского рынка товарами (в том числе импортозамещающими на основании перечней товаров, предлагаемых МАРТ для освоения производства), повышению их качества и конкурентоспособности, свободному перемещению товаров между административно-территориальными единицами Республики Беларусь, а также обеспечивает проведение закупочных и товарных интервенций;

6.27. координирует в пределах своей компетенции работу по созданию стабилизационных фондов, накоплению товаров сезонного спроса, участвует в формировании государственного материального резерва;

6.28. организует проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществляет контроль за использованием выделенных на эти цели средств, способствует внедрению научных разработок, наукоемких технологий и новой техники в организациях торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;

6.29. проводит в пределах своей компетенции работу по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений прав потребителей, сотрудничает с общественными объединениями по защите прав потребителей, создает комиссию по аттестации работников общественных объединений по защите прав потребителей, рассматривает обращения граждан и иные материалы о нарушении законодательства о защите прав потребителей;

6.30. направляет:

предписания изготовителям (исполнителям, продавцам) о прекращении нарушений прав потребителей, в том числе о прекращении продажи товаров с истекшим сроком годности или сроком службы, а также о прекращении реализации товаров, на которые должны быть установлены сроки годности, но не установлены, либо о прекращении выполнения работ (оказания услуг), на результаты которых должны быть установлены сроки годности, но не установлены, и о приостановлении реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) при отсутствии необходимой и достоверной информации о товарах (работах, услугах);

материалы в правоохранительные органы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушениями законодательства о защите прав потребителей;

6.31. предупреждает факты ненадлежащей рекламы, выносит предписания об устранении выявленного нарушения законодательства о рекламе, рассматривает обращения организаций или граждан и иные материалы о нарушении законодательства о рекламе, направляет материалы о нарушении законодательства о рекламе в местные исполнительные и распорядительные органы для прекращения размещения (распространения) ненадлежащей рекламы в случаях, установленных законодательными актами, в органы прокуратуры или другие правоохранительные органы;

6.32. осуществляет государственную регистрацию рекламных игр, контроль за их проведением;

6.33. разрабатывает меры по совершенствованию порядка осуществления государственных закупок;

6.34. проводит мониторинг практики осуществления государственных закупок;

6.35. утверждает примерные формы документов по процедурам государственных закупок;

6.36. устанавливает порядок формирования и ведения списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, определяет случаи их досрочного исключения из такого списка, а также формирует и ведет такой список;

6.37. устанавливает порядок формирования и ведения реестра поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам, осуществляет формирование и ведение этого реестра;

6.38. рассматривает жалобы на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии, создаваемой заказчиком (организатором) при организации и проведении открытых конкурсов, закрытых конкурсов, электронных аукционов или процедур запроса ценовых предложений и (или) ее членов, а также товарной биржи, оператора электронной торговой площадки, оператора официального сайта и принимает решения по результатам их рассмотрения;

6.39. оказывает методическую помощь, проводит консультации и разрабатывает рекомендации в области государственных закупок;

6.40. разрабатывает предложения о государственном регулировании процедуры закупок товаров (работ, услуг), осуществляет методологическое обеспечение и координацию деятельности государственных органов и других государственных организаций в области закупок;

6.41. принимает решения о включении в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок;

6.42. обеспечивает реализацию единой государственной политики в сфере государственно-частного партнерства в пределах своей компетенции, осуществляет подготовку, рассмотрение и оценку предложений о реализации проектов государственно-частного партнерства, участвует в государственно-частном партнерстве, а также осуществляет иные полномочия в указанной сфере;

6.43. осуществляет выдачу лицензий на экспорт и (или) импорт товаров, прекращение или приостановление, возобновление действия лицензий на экспорт и (или) импорт товаров, выдачу их дубликатов;

6.44. осуществляет выдачу разрешений на экспорт и (или) импорт товаров при введении автоматического лицензирования (наблюдения), выдачу их дубликатов;

6.45. осуществляет ведение базы данных выданных лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров;

6.46. осуществляет выдачу разрешений на реэкспорт отдельных видов товаров, происходящих с территории Республики Беларусь, другими государствами – участниками Соглашения о реэкспорте товаров и порядке выдачи разрешения на реэкспорт от 15 апреля 1994 года;

6.47. обобщает и анализирует практику применения антимонопольного законодательства, законодательства о деятельности субъектов естественных монополий, в области цен и ценообразования, торговли, общественного питания, о бытовом обслуживании населения, защите прав потребителей, рекламе, государственных закупках товаров (работ, услуг) и в установленном порядке вносит в Совет Министров Республики Беларусь предложения о его совершенствовании, готовит аналитические материалы и обзоры по вопросам его применения;

6.48. в предусмотренных законодательством случаях дает разъяснения по вопросам применения законодательства;

6.49. принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к компетенции МАРТ, дает по ним разъяснения, организовывает и контролирует их выполнение;

6.50. разрабатывает и утверждает технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации в соответствии с законодательством;

6.51. координирует деятельность республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов в области противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции, регулирования деятельности субъектов естественных монополий, ценообразования, торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, защиты прав потребителей, рекламы, государственных закупок товаров (работ, услуг);

6.52. взаимодействует в установленном порядке с республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами и другими организациями по вопросам, отнесенным к его компетенции;

6.53. изучает и использует зарубежный опыт, осуществляет международное сотрудничество по вопросам, отнесенным к его компетенции;

6.54. принимает участие в выработке предложений о развитии интеграционных процессов с Российской Федерацией, другими государствами – участниками Содружества Независимых Государств, в рамках Евразийского экономического союза по вопросам, связанным с ценообразованием, антимонопольным регулированием, регулированием деятельности субъектов естественных монополий;

6.55. осуществляет в порядке, определенном законодательством:

контроль за соблюдением законодательства в области торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, защиты прав потребителей, о рекламе;

контроль за соблюдением законодательства о государственных закупках товаров (работ, услуг);

государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза в области защиты прав потребителей;

контроль за соблюдением законодательства о ценах и ценообразовании, антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях;

контроль за осуществлением товарными биржами финансовых операций в части соблюдения ими законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения;

6.56. ведет административный процесс по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательными актами;

6.57. проводит в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, контрольные закупки товаров, контрольное оформление заказов на выполнение работ, оказание услуг для проверки соблюдения законодательства в пределах своей компетенции;

6.58. осуществляет в установленном порядке ведомственный контроль за соответствием требованиям законодательства деятельности, осуществляемой учреждением «Редакция журнала «Гермес» и открытым акционерным обществом «Белорусская универсальная товарная биржа», в том числе их обособленными подразделениями, имеющими учетный номер плательщика;

6.59. проводит работу по созданию информационных систем в области противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции, регулирования деятельности субъектов естественных монополий, ценообразования, торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, защиты прав потребителей, рекламы, государственных закупок товаров (работ, услуг), осуществляет информационное взаимодействие с республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами;

6.60. организует и проводит республиканские соревнования, смотры, конкурсы, смотры-конкурсы в области торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, защиты прав потребителей и рекламной деятельности, а также утверждает порядок их проведения и поощрения победителей;

6.61. осуществляет в установленном порядке закупки товаров (работ, услуг) за счет средств республиканского бюджета в пределах сметы на очередной финансовый год;

6.62. участвует в реализации единой государственной политики в области бухгалтерского учета и отчетности;

6.63. осуществляет методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в организациях, осуществляющих виды экономической деятельности в области торговли и общественного питания, а также принимает по согласованию с Министерством финансов нормативные правовые акты, устанавливающие особенности бухгалтерского учета и отчетности в этих организациях;

6.64. определяет нормы естественной убыли калийных, азотных удобрений, нефти и нефтепродуктов при поставках на внутренний рынок и экспорт;

6.65. участвует в разработке и реализации государственного регулирования логистической системы Республики Беларусь;

6.66. согласовывает положения об управлениях (отделах) торговли и услуг облисполкомов и Минского горисполкома;

6.67. реализует в соответствии с законодательством права владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в республиканской собственности;

6.68. осуществляет в соответствии с законодательством управление принадлежащими Республике Беларусь и переданными в управление МАРТ акциями открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа», назначает по согласованию с Государственным комитетом по имуществу представителей государства в органы его управления и обеспечивает контроль за деятельностью таких представителей;

6.69. регулирует деятельность подчиненного МАРТ учреждения «Редакция журнала «Гермес», определяет на основании актов законодательства порядок управления государственным имуществом;

6.70. рассматривает в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц (далее – обращения);

6.71. по результатам рассмотрения обращений, авторы которых не удовлетворены результатами их рассмотрения территориальными органами МАРТ, управлениями (отделами) торговли и услуг облисполкомов и Минского горисполкома, учреждением «Редакция журнала «Гермес» и открытым акционерным обществом «Белорусская универсальная товарная биржа», при наличии оснований для положительного решения изложенных в обращениях вопросов выдает указанным организациям обязательное для исполнения предписание о надлежащем решении этих вопросов;

6.72. по каждому случаю ненадлежащего рассмотрения обращений территориальными органами МАРТ, управлениями (отделами) торговли и услуг облисполкомов и Минского горисполкома, учреждением «Редакция журнала «Гермес» и открытым акционерным обществом «Белорусская универсальная товарная биржа» направляет их руководителям представления о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение порядка рассмотрения обращений, к дисциплинарной ответственности;

6.73. осуществляет иные функции в соответствии с законодательством.

7. МАРТ в пределах своей компетенции имеет право:

7.1. применять к лицам, виновным в нарушении законодательства, меры ответственности в случаях и порядке, установленных законодательными актами;

7.2. обращаться в установленном порядке в суд с исками, заявлениями, а также участвовать в рассмотрении судом дел, связанных с применением и (или) нарушением антимонопольного законодательства, законодательства о деятельности субъектов естественных монополий, в области цен и ценообразования, торговли, общественного питания, о бытовом обслуживании населения, рекламе, государственных закупках товаров (работ, услуг), защите прав потребителей и (или) защите прав неопределенного круга потребителей в случаях его нарушения;

7.3. привлекать в установленном порядке республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, облисполкомы и Минский горисполком, Национальную академию наук Беларуси и другие научные учреждения, высшие учебные заведения и иные организации, а также специалистов и экспертов для участия в решении вопросов, находящихся в компетенции МАРТ;

7.4. запрашивать у республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, других организаций, их должностных лиц и физических лиц информацию и документы по вопросам, входящим в его компетенцию, в порядке, установленном законодательством;

7.5. заслушивать представителей республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, а также руководителей государственных организаций по вопросам, относящимся к компетенции МАРТ;

7.6. привлекать на договорной основе научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, иные организации, временные научные коллективы, специалистов для разработки материалов по вопросам цен и ценообразования, подготовки аналитических обзоров и прогнозов по проблемам ценообразования, консультаций, а также для проведения проверок формирования и применения цен и тарифов;

7.7. направлять в пределах компетенции материалы о нарушениях законодательства о лицензировании в лицензирующие органы для принятия соответствующих мер;

7.8. учреждать в соответствии с законодательством:

средства массовой информации;

награды МАРТ;

7.9. создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке государственные организации, находящиеся в подчинении МАРТ, территориальные органы МАРТ в количестве, определенном в приложении к настоящему Положению;

7.10. осуществлять иные права в соответствии с законодательством.

8. МАРТ возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь.

Министр имеет заместителей, один из которых является первым. Министр и заместители назначаются на должность и освобождаются от должности в установленном порядке.

9. Министр:

9.1. осуществляет руководство МАРТ на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на МАРТ задач и функций;

9.2. в пределах своей компетенции издает приказы и подписывает постановления МАРТ;

9.3. распределяет обязанности между заместителями Министра;

9.4. утверждает в установленном порядке структуру и штатное расписание МАРТ в пределах установленной численности работников и расходов на его содержание, положения о структурных подразделениях МАРТ, устав подчиненного МАРТ учреждения «Редакция журнала «Гермес»;

9.5. принимает в установленном порядке на работу и увольняет с работы работников МАРТ и руководителя подчиненного МАРТ учреждения «Редакция журнала «Гермес»;

9.6. дает согласие облисполкомам и Минскому горисполкому на назначение руководителей управлений (отделов) торговли и услуг, а также может вносить предложения об освобождении указанных руководителей от должности;

9.7. применяет меры поощрения в отношении работников МАРТ и руководителя подчиненного МАРТ учреждения «Редакция журнала «Гермес» и налагает на них дисциплинарные взыскания;

9.8. вправе приостанавливать на срок до 90 дней работу торговых объектов, объектов общественного питания в случае установления по результатам проверки таких объектов фактов нарушения законодательства о ценообразовании, торговле и общественном питании;

9.9. вправе запрещать работу торговых объектов, объектов общественного питания в случае неустранения в установленный в предписании срок выявленных по результатам проверки нарушений или в случае повторного факта установления нарушений, послуживших основанием для приостановления работы таких объектов, в течение года со дня приостановления их работы;

9.10. осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

10. Для коллективного обсуждения наиболее важных вопросов и выработки решений по ним в МАРТ образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), заместителей Министра. В ее состав по решению Совета Министров Республики Беларусь могут входить другие работники МАРТ, а также работники местных исполнительных и распорядительных органов, других государственных органов и организаций, представители общественных объединений и иных организаций, ведущие специалисты в сферах, курируемых МАРТ.

Численность и персональный состав коллегии утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

Решения коллегии оформляются протоколами и реализуются, как правило, через принятие постановлений МАРТ и (или) издание приказов Министра. В случае разногласий между Министром и членами коллегии решение принимает Министр, докладывая о нем в Совет Министров Республики Беларусь. Члены коллегии имеют право информировать Совет Министров Республики Беларусь о своей позиции.

11. Для всестороннего обсуждения проблем в области антимонопольного регулирования, законодательства о деятельности субъектов естественных монополий, в области цен и ценообразования, торговли, общественного питания, о бытовом обслуживании населения, защите прав потребителей, рекламе, государственных закупках товаров (работ, услуг) и выработки предложений, рекомендаций по их решению в МАРТ могут создаваться научно-технические (экспертные) советы, комиссии, группы.

Положения о научно-технических (экспертных) советах, комиссиях, группах и их персональный состав утверждает Министр. 

12. МАРТ финансируется за счет средств республиканского бюджета.

13. МАРТ является юридическим лицом, имеет текущий (расчетный) счет и иные счета в банках, печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и своим наименованием.

 

 

Приложение

к Положению о Министерстве
антимонопольного регулирования
и торговли Республики Беларусь

ПЕРЕЧЕНЬ
территориальных органов Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь с правами юридического лица

Наименование территориальных органов

Количество

1. Главное управление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь по Брестской области

1

2. Главное управление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь по Витебской области

1

3. Главное управление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь по Гомельской области

1

4. Главное управление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь по Гродненской области

1

5. Главное управление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь по Минской области

1

6. Главное управление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь по Могилевской области

1

7. Главное управление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь по г. Минску

1