Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 29.03.2024
Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

21 января 2016 г. № 44

О порядке применения мер безопасности в отношении защищаемых лиц

Изменения и дополнения:

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 декабря 2016 г. № 992 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 08.12.2016, 5/43013);

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 сентября 2017 г. № 671 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 08.09.2017, 5/44152);

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 июля 2020 г. № 391 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 11.07.2020, 5/48185);

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 3 ноября 2021 г. № 629 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 06.11.2021, 5/49596) - внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 7 ноября 2021 г., за исключением изменений и дополнений, которые вступят в силу 15 ноября 2021 г.;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 3 ноября 2021 г. № 629 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 06.11.2021, 5/49596) - внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 7 ноября 2021 г. и 15 ноября 2021 г.

 

На основании части третьей статьи 57 Закона Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 307-З «Об оперативно-розыскной деятельности», части третьей статьи 18 Закона Республики Беларусь от 13 декабря 1999 г. № 340-З «О государственной защите» и в целях реализации отдельных положений главы 8 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Положение о порядке применения мер безопасности в отношении защищаемых лиц (прилагается).

2. Признать утратившими силу:

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 февраля 2009 г. № 130 «Об утверждении Положения о порядке применения мер по обеспечению безопасности некоторых участников уголовного процесса и других лиц» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 40, 5/29244);

подпункт 1.46 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 1910 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Беларусь по вопросам лицензирования» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 11, 5/33160).

3. Министерству внутренних дел, Комитету государственной безопасности, другим республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь:

обеспечить приведение своих нормативных правовых актов в соответствие с настоящим постановлением;

принять иные меры по реализации настоящего постановления.

4. Настоящее постановление вступает в силу с 25 января 2016 г.

 

Премьер-министр Республики Беларусь

А.Кобяков

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь
21.01.2016 № 44

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке применения мер безопасности в отношении защищаемых лиц

РАЗДЕЛ I
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящим Положением определяется единый порядок применения мер безопасности и мер по обеспечению безопасности в отношении защищаемых лиц (далее – меры безопасности) с учетом особенностей их применения, установленных законодательными актами.

Действие настоящего Положения не распространяется на применение:

мер безопасности, предусмотренных в пунктах 3, 5–8 части первой статьи 6 Закона Республики Беларусь «О государственной защите», в отношении военнослужащих и лиц гражданского персонала органа государственной охраны и их близких;

процессуальных мер безопасности, предусмотренных в части 1 статьи 66 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь.

2. Для целей настоящего Положения применяются термины и их определения в значениях, предусмотренных законами Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности», «О государственной защите» и Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь, а также следующие термины и их определения:

2.1. безопасное место – помещение, являющееся объектом завершенного капитального строительства, соответствующее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям (жилым комнатам), оснащенное необходимым для временного проживания защищаемых лиц имуществом, при необходимости оборудованное средствами связи, техническими средствами и системами охраны, противопожарной сигнализацией, а также жилое помещение, помещение камерного типа, карцер, камера (одиночная камера) в месте содержания под стражей или отбывания наказания;

2.2. документы, подтверждающие право собственности или владения и пользования жилым помещением, – свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации, выписка из регистрационной книги, договор найма жилого помещения, другие документы, подтверждающие в том числе право владения и пользования жилым помещением;

2.3. защищаемые лица:

граждане, оказывающие или оказывавшие содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и их близкие при наличии сведений, свидетельствующих о реальной угрозе жизни, здоровью и сохранности имущества этих граждан и их близких;

судьи, должностные лица правоохранительных и контролирующих (надзорных) органов, военнослужащие и лица гражданского персонала органа государственной охраны, Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь (их близкие в случаях, предусмотренных в части второй статьи 2 Закона Республики Беларусь «О государственной защите»), иные лица, подлежащие государственной защите в связи с посягательством на их безопасность, при наличии достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество указанных лиц в связи с их служебной деятельностью (работой), иной деятельностью, а также при отсутствии такой угрозы в случаях, предусмотренных Законом Республики Беларусь «О государственной защите»;

участники уголовного процесса, защищающие свои или представляемые права и интересы, а также иные участники уголовного процесса, их близкие при наличии достаточных данных, указывающих на то, что имеется реальная угроза убийства, применения насилия, уничтожения или повреждения имущества, осуществления других противоправных действий в отношении указанных лиц в связи с их участием в уголовном процессе.

К участникам уголовного процесса для целей настоящего Положения относятся:

потерпевшие;

свидетели;

частные обвинители;

подозреваемые, обвиняемые, их защитники;

представители умерших подозреваемых, обвиняемых, лиц, подлежавших привлечению в качестве подозреваемых, обвиняемых;

законные представители, представители потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков и частных обвинителей;

эксперты, специалисты, переводчики, понятые;

гражданские истцы, гражданские ответчики;

секретари судебного заседания, секретари судебного заседания – помощники судьи.

К близким участников уголовного процесса для целей настоящего Положения относятся члены их семей, близкие родственники и другие лица, которых они обоснованно считают близкими;

2.4. конфиденциальные сведения об осуществлении мер безопасности и социальной защиты (далее – конфиденциальные сведения):

сведения о защищаемом лице, содержащиеся в базах данных (учетах), информационных системах, а также образующиеся в них в результате применения мер безопасности;

информация о временном наложении запрета на выдачу сведений о персональных данных, месте жительства или месте пребывания, имуществе защищаемого лица, о персональных данных его близких, об изменении их абонентских номеров и (или) уникальных кодов идентификации абонента (пользователя услуг электросвязи), а также регистрационных знаков используемых ими транспортных средств, содержащаяся в соответствующем постановлении или предписании органа, обеспечивающего безопасность;

сведения о применении мер безопасности;

сведения о реализации мер социальной защиты;

2.5. меры социальной защиты – меры, предусмотренные в статье 54 Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» и статье 23 Закона Республики Беларусь «О государственной защите»;

2.6. орган, обеспечивающий безопасность, – территориальный орган внутренних дел или орган государственной безопасности по месту жительства, работы (службы, военной службы) или учебы защищаемого лица, иной орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, либо его подразделение, уполномоченные в соответствии с нормативными правовыми и локальными правовыми актами на применение мер безопасности;

2.7. угрозоноситель – гражданин, являющийся источником угрозы посягательства на жизнь, здоровье и (или) имущество защищаемых лиц.

3. Соответствующие постановления об определении мер безопасности органов, обеспечивающих безопасность, и выписанные на их основании предписания обязательны для исполнения государственными органами и иными организациями независимо от их форм собственности (далее, если не указано иное, – государственные органы, иные организации) в пределах их компетенции.

4. Наниматель защищаемого лица при представлении или предоставлении органом, обеспечивающим безопасность, предписания о принятии мер по форме согласно приложению 1 в предусмотренном законодательством о труде порядке обязан:

предоставить защищаемому лицу по его заявлению трудовые отпуска, а также кратковременный отпуск без сохранения заработной платы по семейно-бытовым причинам;

расторгнуть трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, по желанию защищаемого лица в срок, указанный в его заявлении, а срочный трудовой договор расторгнуть досрочно по требованию защищаемого лица.

Отпуска защищаемым лицам из числа военнослужащих Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Беларусь (за исключением военнослужащих, проходящих срочную военную службу, службу в резерве, курсантов), сотрудников органов внутренних дел, Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, работников органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, таможенных органов, прокурорских работников в период применения мер безопасности предоставляются с сохранением места их службы (военной службы) в соответствии с законодательством о прохождении соответствующей службы (военной службы).

5. Руководитель учреждения образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, другой организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность (индивидуальный предприниматель, которому в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), при представлении органом, обеспечивающим безопасность, предписания о принятии мер при необходимости обеспечивает сохранение за защищаемым лицом места получения образования на период применения мер безопасности.

6. Применение мер безопасности и проведение в этих целях необходимых оперативно-розыскных мероприятий осуществляются в рамках соответствующих дел оперативного учета, за исключением необходимости применения в отношении защищаемого лица меры безопасности в виде обеспечения конфиденциальности сведений в связи с вступлением его в должность или назначением на должность (нахождением в должности).

7. Финансирование и материально-техническое обеспечение применения предусмотренных в настоящем Положении мер безопасности осуществляются за счет средств республиканского бюджета, выделяемых на содержание органов, обеспечивающих безопасность.

ГЛАВА 2
ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫХ СВЕДЕНИЙ

8. Основанием для защиты конфиденциальных сведений являются:

постановление о применении мер безопасности по форме согласно приложению 2;

постановление об определении мер безопасности по форме согласно приложению 3;

постановление (определение) органа, ведущего уголовный процесс, о применении мер безопасности, предусмотренных в статье 66 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – процессуальное постановление);

решение государственного органа, иной организации, уполномоченных на реализацию мер социальной защиты.

9. Должностное лицо органа, обеспечивающего безопасность, другого государственного органа, иной организации, уполномоченных на реализацию мер социальной защиты, обязано предупредить должностных лиц и других граждан, которым конфиденциальные сведения были доверены или стали известны в связи с применением соответствующей меры безопасности в отношении защищаемого лица или реализацией мер социальной защиты, об их неразглашении, а также об ответственности, предусмотренной законодательством за разглашение этих сведений, путем представления под роспись предупреждения о неразглашении сведений о защищаемом лице по форме согласно приложению 4.

10. Переписка при применении мер безопасности и реализации мер социальной защиты ведется через руководителей органов, обеспечивающих безопасность, других государственных органов, иных организаций, уполномоченных на реализацию мер социальной защиты (их структурных подразделений), с пометкой «Лично» («Вручить лично»). Письменные запросы, связанные с применением мер безопасности или реализацией мер социальной защиты, а также ответы на них передаются нарочным или направляются специальными либо курьерскими почтовыми отправлениями (в исключительных случаях, если государственный орган или иная организация не являются пользователями услуг специальной связи или курьерских услуг, – заказными почтовыми отправлениями) с соблюдением требований по защите государственных секретов.

11. Порядок учета, хранения, использования и уничтожения информационных ресурсов, содержащих конфиденциальные сведения, а также порядок выдачи из таких информационных ресурсов указанных сведений определяются соответственно Министерством внутренних дел, Комитетом государственной безопасности, Государственным пограничным комитетом, Службой безопасности Президента Республики Беларусь, Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь, Комитетом государственного контроля, Государственным таможенным комитетом и Министерством обороны (далее, если не указано иное, – государственные органы, организующие безопасность).

12. Конфиденциальные сведения государственным органам, иным организациям и гражданам не предоставляются.

Конфиденциальные сведения могут быть предоставлены государственным органом, иной организацией, располагающими такими сведениями, только в орган, ведущий уголовный процесс, в случаях, связанных с производством по уголовному делу, на основании его письменного запроса и с письменного разрешения органа, обеспечивающего безопасность.

13. Орган, обеспечивающий безопасность, при получении информации о факте истребования сведений о защищаемом лице в связи с производством по уголовному делу проверяет указанную информацию.

14. При подтверждении информации об истребовании сведений о защищаемом лице в связи с производством по уголовному делу орган, обеспечивающий безопасность, дает письменное указание о предоставлении таких сведений инициатору запроса или самостоятельно предоставляет их, если меры безопасности применяются в связи с поступившим сообщением о защите – заявлением (обращением, информацией), ставшим поводом для принятия решения о применении мер безопасности в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной защите» (далее – сообщение о защите).

Если основанием для применения мер безопасности является постановление о применении мер безопасности, вынесенное должностным лицом органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, или процессуальное постановление органа, ведущего уголовный процесс, о результатах проверки информации об истребовании сведений о защищаемом лице в связи с производством по уголовному делу, орган, обеспечивающий безопасность, уведомляет принявший решение о применении мер безопасности орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, или орган, ведущий уголовный процесс, для решения вопроса о предоставлении запрашиваемых сведений или об отказе в их предоставлении.

15. Сводные данные о применении мер безопасности и реализации мер социальной защиты не должны содержать сведений, позволяющих определить принадлежность персональных данных защищаемому лицу.

РАЗДЕЛ II
ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ГЛАВА 3
ОБЩИЙ ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ

16. При принятии решения о применении мер безопасности должностным лицом органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, выносится постановление о применении мер безопасности либо при отсутствии основания для их применения – постановление об отказе в применении мер безопасности по форме согласно приложению 5.

17. Уведомление гражданина, в отношении которого принято решение о применении мер безопасности или об отказе в их применении, производится должностным лицом органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, под роспись в соответствующем постановлении.

18. Постановление о применении мер безопасности в порядке секретного делопроизводства направляется в орган, обеспечивающий безопасность, либо реализуется в порядке, предусмотренном настоящим Положением, если орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, одновременно является органом, обеспечивающим безопасность.

19. Одновременно с постановлением о применении мер безопасности орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, направляет в орган, обеспечивающий безопасность, справку, содержащую сведения:

о защищаемом лице, в том числе его подлинную фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется), гражданство (при наличии), место регистрации и фактического проживания, место работы (учебы), наличие судимости, установленные и возможные криминальные связи, состояние здоровья (наличие заболеваний, требующих постоянной, плановой или экстренной медицинской помощи), другие сведения о его личности, а также о наличии движимого и недвижимого имущества (в собственности и пользовании), зарегистрированного огнестрельного оружия, используемых им абонентских номерах, уникальных кодах идентификации, адресах электронной почты;

о гражданах, с которыми общается защищаемое лицо (родственники, соседи, друзья, знакомые и другие);

об угрозоносителях, в том числе их фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется), гражданство (при наличии), место регистрации и фактического проживания, место работы (учебы), наличие судимости, установленные и возможные криминальные связи, а также другие сведения об их личности (по возможности);

о характере угрозы.

20. Орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, при необходимости включает в справку, указанную в пункте 19 настоящего Положения, предложения о применении мер безопасности с учетом объективных обстоятельств, личности и просьб защищаемого лица, а также иные сведения, которыми он располагает и которые могут иметь значение для определения и применения мер безопасности. Дополнительные сведения, необходимые для реализации мер безопасности, представляются при их наличии органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, по письменному обращению органа, обеспечивающего безопасность.

Сведения, указанные в пункте 19 настоящего Положения, в справке не приводятся, если они содержатся в постановлении о применении мер безопасности.

21. Должностное лицо органа, обеспечивающего безопасность, которому поручено исполнение постановления о применении мер безопасности, при определении перечня мер безопасности учитывает мнение защищаемого лица и при необходимости истребует письменное заявление о его желании (согласии) о применении конкретных мер безопасности (в отношении несовершеннолетнего – письменное заявление его родителей или граждан, их заменяющих). Решение о применяемых мерах оформляется вынесением постановления об определении мер безопасности.

Для обеспечения безопасности защищаемых лиц органом, обеспечивающим безопасность, принимаются и иные меры, не противоречащие законодательству, в том числе в установленном порядке проводятся оперативно-розыскные мероприятия.

В случае необходимости применения дополнительных мер безопасности решение об их применении оформляется вынесением постановления об определении мер безопасности.

22. Должностное лицо органа, обеспечивающего безопасность, выносит защищаемому лицу под роспись предписание (далее – личное предписание) по форме согласно приложению 6 с перечнем касающихся его требований и условий осуществления мер безопасности.

Защищаемое лицо предупреждается в личном предписании о возможности отмены мер безопасности при систематическом неисполнении обязанностей, возложенных на него в связи с их применением.

23. В случае необходимости привлечения к применению мер безопасности государственных органов, иных организаций их руководителям (руководителям их структурных подразделений) предоставляются (направляются или вручаются под роспись) либо представляются под роспись предписания о принятии мер.

Предписания о принятии мер предоставляются (направляются или вручаются под роспись), если указанные в части первой настоящего пункта государственные органы, иные организации (их структурные подразделения) имеют подразделения по защите государственных секретов, а их руководители – допуск к государственным секретам. В данном случае предписание о принятии мер оформляется в двух экземплярах, первый из которых направляется (вручается) адресату, а второй остается в органе, обеспечивающем безопасность.

Если государственные органы, иные организации либо их структурные подразделения и (или) их руководители не соответствуют требованиям, указанным в части второй настоящего пункта, то предписания о принятии мер оформляются в одном экземпляре, представляются руководителям государственных органов, иных организаций (их структурных подразделений) под роспись и остаются в органе, обеспечивающем безопасность.

24. Если защищаемое лицо является (становится) участником уголовного процесса, орган, обеспечивающий безопасность, незамедлительно уведомляет о факте применения мер безопасности орган, ведущий уголовный процесс, для применения в случае необходимости процессуальных мер безопасности, предусмотренных в части 1 статьи 66 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, а также выполнения требований, определенных в части 5 статьи 192, части 6 статьи 216, части 3 статьи 262 и части 5 статьи 281 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь.

25. При возникновении оснований для полной отмены мер безопасности орган, обеспечивающий безопасность и применявший указанные меры, направляет в орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность и принявший решение об их применении, мотивированное ходатайство об их отмене. Данное ходатайство должно быть рассмотрено в течение трех суток после его поступления. Решение о полной отмене мер безопасности может быть принято органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, по собственной инициативе.

26. В случае принятия решения о полной отмене мер безопасности постановление об отмене мер безопасности по форме согласно приложению 7 выносится принявшим решение об их применении органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Данное постановление объявляется защищаемому лицу под роспись и незамедлительно направляется в орган, обеспечивающий безопасность.

При необходимости отмены отдельных мер безопасности соответствующее решение принимается органом, обеспечивающим безопасность, и оформляется вынесением постановления об отмене мер безопасности.

ГЛАВА 4
ПОРЯДОК ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ СВЕДЕНИЙ

27. При принятии решения о применении меры безопасности в виде обеспечения конфиденциальности сведений должностное лицо органа, обеспечивающего безопасность:

определяет перечень источников информации, на выдачу сведений из которых необходимо наложить временный запрет;

готовит предписания о принятии мер в государственные органы, иные организации, являющиеся владельцами указанных источников информации (обладателями информации), с указанием сведений, на выдачу которых налагается временный запрет;

в установленном порядке направляет в указанные государственные органы, иные организации либо лично вручает (представляет) под роспись их руководителям или руководителям их структурных подразделений предписания о принятии мер.

28. При необходимости наложения временного запрета на выдачу сведений, содержащихся в базах данных (учетах), информационных системах Министерства внутренних дел, предписание о принятии мер направляется в Департамент обеспечения оперативно-розыскной деятельности Министерства внутренних дел, который в установленном порядке обеспечивает конфиденциальность сведений, содержащихся в указанных базах данных (учетах), информационных системах.

29. Государственные органы, иные организации, являющиеся владельцами источников информации (обладателями информации), на выдачу сведений из которых наложен временный запрет, и получившие устные или письменные запросы других государственных органов, иных организаций, граждан о защищаемом лице, незамедлительно информируют об этом орган, обеспечивающий безопасность, оставляя указанные запросы без исполнения.

Инициаторы запросов уведомляются о невозможности их исполнения без указания конкретных причин неисполнения.

30. При отмене меры безопасности в виде обеспечения конфиденциальности сведений должностное лицо органа, обеспечивающего безопасность, готовит предписания о принятии мер (о снятии временного запрета на выдачу сведений), предоставляемые или представляемые в государственные органы, иные организации, которые привлекались к осуществлению указанной меры безопасности.

ГЛАВА 5
ПОРЯДОК ЛИЧНОЙ ОХРАНЫ, ОХРАНЫ ЖИЛИЩА И ИМУЩЕСТВА

31. Порядок личной охраны защищаемых лиц определяется Министерством внутренних дел, Комитетом государственной безопасности и обеспечивается силами и средствами органа, обеспечивающего безопасность, либо с привлечением сил и средств других государственных органов, иных организаций, в том числе подразделений Департамента охраны Министерства внутренних дел (далее – подразделения охраны) по договору об оказании охранных услуг по охране защищаемого физического лица.

32. При принятии решения об охране жилища и имущества защищаемого лица орган, обеспечивающий безопасность, определяет государственные органы, иные организации или их структурные подразделения, привлекаемые для обеспечения мер по охране жилища и имущества защищаемого лица (оборудования средствами и системами охраны).

33. В случае принятия решения об обеспечении охраны жилища и имущества защищаемого лица подразделением охраны в данное подразделение вместе с предписанием о принятии мер предоставляется ходатайство органа, обеспечивающего безопасность, о заключении договора об оказании (выполнении) охранных услуг (работ) по монтажу и наладке средств и систем охраны в жилых домах (помещениях) физических лиц, а также договора об оказании охранных услуг по охране жилых домов (помещений) защищаемых физических лиц с использованием средств и систем охраны (далее – договоры о защите жилища).

При получении документов, указанных в части первой настоящего пункта, подразделение охраны в течение суток оценивает имеющиеся силы и средства и заключает с органом, обеспечивающим безопасность, договоры о защите жилища, которые подписываются его сторонами, а также защищаемым лицом. Каждый из договоров о защите жилища составляется в двух экземплярах, один из которых остается в подразделении охраны, а другой передается органу, обеспечивающему безопасность.

34. До направления в подразделение охраны ходатайства о заключении договоров о защите жилища орган, обеспечивающий безопасность, получает от защищаемого лица документы, подтверждающие право собственности или владения и пользования жилым помещением, и помещает копии указанных документов в дело оперативного учета. При отсутствии возможности представления данных документов соответствующие сведения запрашиваются органом, обеспечивающим безопасность, из баз данных (учетов) или информационных систем.

Документы, их копии и сведения, указанные в части первой настоящего пункта, в подразделение охраны не предоставляются.

35. Договоры о защите жилища исполняются подразделением охраны в первоочередном порядке. Оплата охранных услуг по договорам о защите жилища производится органом, обеспечивающим безопасность, за счет выделяемых на его содержание средств республиканского бюджета по тарифам, установленным для физических лиц.

36. Подразделение охраны письменно уведомляет орган, обеспечивающий безопасность, о сроках выполнения работ по оборудованию жилища защищаемого лица средствами и системами охраны, немедленно информирует указанный орган о каждом случае угрозы или попытки осуществить противоправные действия в отношении жилища и имущества защищаемого лица.

37. Расторжение договоров о защите жилища производится на основании ходатайства органа, обеспечивающего безопасность, о прекращении действия договора с даты, указанной в постановлении об отмене мер безопасности.

38. Подразделение охраны не позднее семи дней после даты расторжения договоров о защите жилища на безвозмездной основе демонтирует средства и системы охраны, установленные в жилище защищаемого лица, и передает их (при необходимости – с технической документацией на них) в орган, обеспечивающий безопасность. Демонтированные средства и системы охраны могут быть использованы органом, обеспечивающим безопасность, при применении меры безопасности в виде охраны жилища и имущества в дальнейшем.

39. В отдельных случаях при невозможности обеспечения охраны жилища и имущества с привлечением подразделений охраны (по причине отсутствия в регионе указанных подразделений, недостаточности их сил и средств, по другим объективным причинам) применение указанной меры безопасности осуществляется путем физической охраны жилища и имущества с привлечением сил и средств в порядке, предусмотренном для обеспечения личной охраны.

40. Физическая охрана жилища и имущества может быть применена как дополнительная мера при условии недостаточности их охраны с использованием охранных услуг, оказываемых подразделением охраны по договорам о защите жилища.

41. На основании предписания о принятии мер для защищаемого лица за счет средств органа, обеспечивающего безопасность, операторами электросвязи изменяются абонентские номера и (или) уникальные коды идентификации абонента (пользователя услуг электросвязи), а регистрационно-экзаменационными подразделениями Государственной автомобильной инспекции – регистрационные знаки используемых им транспортных средств.

ГЛАВА 6
ПОРЯДОК ВЫДАЧИ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И ОПОВЕЩЕНИЯ ОБ ОПАСНОСТИ

42. Защищаемому лицу для обеспечения самообороны и личной безопасности в случае необходимости могут выдаваться находящиеся на вооружении органа, обеспечивающего безопасность, специальные средства индивидуальной защиты:

специальные средства, аналогичные оружию самообороны, которое в соответствии с законодательством регистрации не подлежит и приобретается без получения разрешения, а также соответствует нормам, устанавливаемым Министерством здравоохранения, –механический распылитель, аэрозольное или другое устройство, снаряженное веществом слезоточивого или раздражающего действия, электрошоковое устройство или искровой разрядник;

бронежилет.

43. В случае необходимости защищаемому лицу могут выдаваться следующие средства оповещения об опасности:

переносная портативная приемопередающая радиостанция;

оконечное абонентское устройство (терминал) сотовой подвижной электросвязи;

иное средство оповещения об опасности, имеющееся в органе, обеспечивающем безопасность.

44. Специальные средства индивидуальной защиты и средства оповещения об опасности выдаются защищаемому лицу в порядке, устанавливаемом Министерством внутренних дел, Комитетом государственной безопасности. Тип выдаваемых специальных средств индивидуальной защиты и средств оповещения об опасности определяется в соответствии с перечнями указанных средств, состоящих на вооружении органа, обеспечивающего безопасность.

45. Должностное лицо органа, обеспечивающего безопасность, обязано провести обучение или инструктаж защищаемого лица по правилам хранения, ношения и применения специальных средств индивидуальной защиты и средств оповещения об опасности, а также осуществлять контроль за соблюдением защищаемым лицом правил обращения с указанными средствами.

46. Защищаемое лицо, получившее специальные средства индивидуальной защиты и средства оповещения об опасности, обеспечивает их сохранность. Продажа, залог или передача третьим лицам указанных средств, выданных в пользование защищаемому лицу для обеспечения его безопасности, а также их утрата или порча влекут ответственность, предусмотренную законодательством.

ГЛАВА 7
ПОРЯДОК ВРЕМЕННОГО ПОМЕЩЕНИЯ В БЕЗОПАСНОЕ МЕСТО

47. Защита имущественных и иных прав защищаемого лица по месту жительства при его временном помещении в безопасное место осуществляется в случае необходимости по доверенности, выданной им должностному лицу органа, обеспечивающего безопасность.

48. Орган, обеспечивающий безопасность, обеспечивает переезд защищаемого лица в безопасное место и провоз необходимого личного имущества, а также выплачивает ему при необходимости ежемесячную материальную помощь в размере двух бюджетов прожиточного минимума, предусмотренных для социально-демографической группы, к которой в период применения мер безопасности относится защищаемое лицо.

49. Выплата материальной помощи защищаемому лицу осуществляется по его заявлению в орган, обеспечивающий безопасность (несовершеннолетнему – по заявлению его родителей или граждан, их заменяющих), в котором указывается способ ее получения.

50. Размер материальной помощи за неполный календарный месяц исчисляется пропорционально количеству дней пребывания защищаемого лица в безопасном месте со дня прибытия по день, предшествующий дню убытия с безопасного места.

Оказание защищаемому лицу, помещенному в безопасное место, платных неотложных медицинских услуг, предоставление которых невозможно на безвозмездной основе, а также расходы на лекарственные средства и изделия медицинского назначения оплачиваются органом, обеспечивающим безопасность, по заявлению защищаемого лица.

51. Оплата расходов, связанных с обязанностью защищаемого лица по внесению платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование занимаемым им жилым помещением, а также по возмещению расходов организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, на электроэнергию, потребляемую на освещение вспомогательных помещений и работу оборудования, в том числе лифтов, в многоквартирных жилых домах (далее – возмещение расходов на электроэнергию), за период применения меры безопасности, возлагается на защищаемое лицо, содействие которому в этом оказывает орган, обеспечивающий безопасность.

52. Материальная помощь может быть оказана членам семьи защищаемого лица, находящимся на его иждивении, в порядке и размерах, предусмотренных в пунктах 48–50 настоящего Положения.

53. Оплата расходов по приобретению (найму, аренде, финансовой аренде (лизингу) помещений, используемых в качестве безопасных мест, а также жилищно-коммунальных услуг, возмещение расходов на электроэнергию возлагается на органы, обеспечивающие безопасность.

54. После отмены меры безопасности проезд защищаемого лица к месту жительства и провоз его личного имущества осуществляются органом, обеспечивающим безопасность.

55. Порядок действий органов, обеспечивающих безопасность, связанных с приобретением (наймом, арендой, финансовой арендой (лизингом) и использованием безопасных мест, помещением в них защищаемых лиц и их содержанием, определяется Министерством внутренних дел, Комитетом государственной безопасности.

Государственные органы, иные организации обязаны в пределах своей компетенции оказывать содействие органам, обеспечивающим безопасность, в приобретении (найме, аренде, финансовой аренде (лизинге) жилых и других помещений.

56. Временное помещение в безопасное место защищаемого лица, находящегося в месте содержания под стражей или отбывания наказания, либо применение иных мер, устраняющих угрозу его личной безопасности, осуществляется с соблюдением требований, установленных актами законодательства, на основании предписания о принятии мер, предоставленного органом, обеспечивающим безопасность. В отдельных случаях указанная мера безопасности в отношении осужденного к лишению свободы на определенный срок может быть реализована путем его оставления в установленном порядке в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию (по ходатайству руководителя органа, обеспечивающего безопасность, и принятому на его основании решению начальника следственного изолятора или тюрьмы).

ГЛАВА 8
ПОРЯДОК ПЕРЕВОДА НА ДРУГУЮ РАБОТУ (СЛУЖБУ), ИЗМЕНЕНИЯ МЕСТА РАБОТЫ (СЛУЖБЫ) ИЛИ УЧЕБЫ

57. Перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы защищаемого лица применяются, как правило, при его переселении в установленном порядке на другое место жительства.

До перевода на другую работу (службу), изменения места работы (службы) или учебы защищаемого лица могут быть произведены в установленном порядке изменения данных документа, удостоверяющего личность, замена документов защищаемого лица с изменением сведений о нем.

58. Орган, обеспечивающий безопасность, оказывает содействие в подборе и устройстве на временное или постоянное (подходящее защищаемому лицу) место работы (службы) или учебы, аналогичное прежнему, с привлечением органов по труду, занятости и социальной защите, других органов местного управления и самоуправления, учреждений образования и иных организаций.

59. Орган, обеспечивающий безопасность, в порядке, установленном настоящим Положением, предупреждает руководителя и работников соответствующей организации о неразглашении сведений в отношении защищаемого лица, которые были доверены им или стали известны в связи с выполнением трудовых обязанностей при его переводе на другую работу (службу), изменении его места работы (службы) или учебы.

ГЛАВА 9
ПОРЯДОК ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НА ДРУГОЕ МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА

60. Переселению защищаемого лица на другое место жительства может предшествовать временное помещение его в безопасное место в порядке, установленном настоящим Положением.

До применения меры безопасности в виде переселения на другое место жительства могут быть произведены изменения данных документа, удостоверяющего личность, замена документов защищаемого лица с изменением сведений о нем в порядке, установленном настоящим Положением.

61. При принятии решения о переселении защищаемого лица на другое место жительства орган, обеспечивающий безопасность, заключает с защищаемым лицом договор о взаимных обязательствах и взаимной ответственности сторон (далее – договор). Договор должен содержать перечень мер по обеспечению безопасности защищаемого лица, гарантирующих соблюдение его жилищных, имущественных и иных прав, а также обязательства защищаемого лица по соблюдению им условий конфиденциальности договора и указанных в нем законных требований органа, обеспечивающего безопасность.

Другое место жительства, которое при применении данной меры безопасности может быть только временным, подбирается органом, обеспечивающим безопасность, с учетом характера угрозы защищаемому лицу.

62. При переселении защищаемого лица на другое место жительства ранее занимаемое им жилое помещение сохраняется за ним в течение всего периода применения меры безопасности.

В случае необходимости защита имущественных и иных прав защищаемого лица по прежнему месту жительства осуществляется по доверенности, выданной им должностному лицу органа, обеспечивающего безопасность.

63. Оплата расходов, связанных с обязанностью защищаемого лица по внесению платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование ранее занимаемым и не используемым им жилым помещением, возмещению расходов на электроэнергию, на период действия договора возлагается на орган, обеспечивающий безопасность.

64. При переселении защищаемого лица на другое место жительства орган, обеспечивающий безопасность, предоставляет этому лицу иное жилое помещение, оплачивает расходы, связанные с переездом, в том числе с проездом и провозом личного имущества, включая стоимость упаковки, погрузки (разгрузки), а также выплачивает материальную помощь.

65. Размер оплачиваемых расходов, связанных с переездом защищаемого лица на другое место жительства, рассчитывается исходя из стоимости проезда железнодорожным, воздушным или автомобильным транспортом общего пользования в прямом беспересадочном сообщении, а при отсутствии беспересадочного сообщения – с наименьшим количеством пересадок, включая плату за пользование постельными принадлежностями, установленные на транспорте дополнительные сборы (за исключением добровольного страхового сбора, дополнительных услуг, направленных на повышение комфортности проезда пассажира, в том числе изменения классности билета, услуг, связанных с предоставлением питания, расходов, связанных с доставкой билетов, переоформлением билетов по инициативе пассажира, доставкой багажа, а также сдачей билета в связи с опозданием или отказом от поездки).

66. Расчет расходов, связанных с проездом защищаемого лица на другое место жительства, осуществляется исходя из стоимости проезда железнодорожным транспортом в четырехместном купе купейных вагонов поездов любой категории, воздушным транспортом – в салоне экономического класса, автомобильным транспортом общего пользования, за исключением транспортных средств международного сообщения и такси.

67. Расходы, связанные с провозом личного имущества защищаемого лица, в том числе с перевозкой личного имущества в контейнерах от места жительства до станции отправления и от станции назначения к другому месту жительства, рассчитываются исходя из стоимости провоза багажа весом до 10 тонн в универсальных контейнерах железнодорожным транспортом, а при отсутствии железнодорожного транспорта – другими видами транспорта.

68. Для переселения на другое место жительства защищаемому лицу по договору найма жилого помещения предоставляется жилое помещение типовых потребительских качеств, соответствующее установленным для проживания санитарным и техническим требованиям.

69. На протяжении всего срока действия договора найма жилого помещения должностное лицо органа, обеспечивающего безопасность, контролирует целевое использование защищаемым лицом предоставленного жилого помещения.

70. Защищаемому лицу при переезде на другое место жительства при необходимости ежемесячно выплачивается материальная помощь в размере:

четырех бюджетов прожиточного минимума, предусмотренных для социально-демографической группы, к которой в период применения меры безопасности относится защищаемое лицо, – в течение первых трех месяцев после даты прибытия;

двух бюджетов прожиточного минимума, предусмотренных для социально-демографической группы, к которой в период применения меры безопасности относится защищаемое лицо, – в последующий период.

71. Выплата материальной помощи защищаемому лицу осуществляется по его заявлению в орган, обеспечивающий безопасность (несовершеннолетнему – по заявлению его родителей или граждан, их заменяющих), в котором указывается способ ее получения.

72. Размер материальной помощи за неполный календарный месяц исчисляется пропорционально количеству дней пребывания защищаемого лица по другому месту жительства со дня прибытия по день, предшествующий дню убытия.

73. Оказание защищаемому лицу, переселенному на другое место жительства, платных неотложных медицинских услуг, предоставление которых невозможно на безвозмездной основе, а также расходы на лекарственные средства и изделия медицинского назначения оплачиваются органом, обеспечивающим безопасность, по заявлению защищаемого лица.

74. Оплата расходов, связанных с внесением платы за пользование предоставленным жилым помещением и жилищно-коммунальные услуги, возмещением расходов на электроэнергию, со дня подписания акта приема-передачи указанного жилого помещения (от органа, обеспечивающего безопасность, защищаемому лицу) возлагается на защищаемое лицо.

75. При переселении на другое место жительства орган, обеспечивающий безопасность, оказывает защищаемому лицу содействие в подборе места работы (службы) или учебы, как правило, аналогичного прежнему, в порядке, установленном в главе 8 настоящего Положения.

76. После отмены меры безопасности орган, обеспечивающий безопасность, оплачивает расходы, связанные с переездом защищаемого лица на прежнее место жительства, в том числе с проездом и провозом личного имущества, в порядке и размерах, предусмотренных настоящим Положением.

77. За время, когда приобретенное в установленном порядке жилое помещение не используется для применения меры безопасности, расходы по оплате за пользование жилым помещением и жилищно-коммунальные услуги, возмещение расходов на электроэнергию возлагаются на орган, обеспечивающий безопасность.

78. Порядок действий органов, обеспечивающих безопасность, связанных с приобретением (использованием) жилых помещений и переселением в них защищаемых лиц, определяется Министерством внутренних дел, Комитетом государственной безопасности. Государственные органы, иные организации обязаны в пределах своей компетенции оказывать содействие органам, обеспечивающим безопасность, в приобретении (использовании) жилых помещений и переселении в них защищаемых лиц.

ГЛАВА 10
ПОРЯДОК ИЗМЕНЕНИЯ ДАННЫХ ДОКУМЕНТА, УДОСТОВЕРЯЮЩЕГО ЛИЧНОСТЬ, ЗАМЕНЫ ДОКУМЕНТОВ

79. Для защищаемого лица при наличии условий и в порядке, предусмотренных законодательством, могут быть изменены данные документа, удостоверяющего личность, и заменены иные документы.

Перечень документов, подлежащих замене, определяется органом, обеспечивающим безопасность, в зависимости от обстоятельств и степени опасности, угрожающей защищаемому лицу.

80. Замена и выдача защищаемому лицу документа, удостоверяющего личность, и иных документов производятся в сроки, определяемые органом, обеспечивающим безопасность, в пределах сроков, установленных актами законодательства для государственных органов, иных организаций, ответственных за замену и выдачу документов. Государственные органы, иные организации, ответственные за замену и выдачу документов, не вправе отказать в их замене и выдаче органу, обеспечивающему безопасность.

81. При принятии решения о замене документа должностное лицо органа, обеспечивающего безопасность, лично:

предоставляет или представляет руководителю государственного органа, иной организации или его (ее) структурного подразделения, ответственного за оформление и выдачу документа, предписание о принятии мер;

предоставляет и представляет документы и сведения, необходимые для осуществления процедуры выдачи документа, подлежащего замене;

получает оформленный документ либо обеспечивает его получение непосредственно защищаемым лицом.

82. Должностное лицо органа, обеспечивающего безопасность, несет персональную ответственность за достоверность сведений о защищаемом лице, предоставляемых и (или) представляемых в государственные органы, иные организации, отвечающие за замену и выдачу документа, удостоверяющего личность, и иных документов, а также за соблюдение конфиденциальности сведений о защищаемом лице.

83. Документы с измененными персональными данными защищаемого лица выдаются ему взамен документов с его подлинными персональными данными. При этом хранение документов с подлинными персональными данными защищаемого лица осуществляется органом, обеспечивающим безопасность, в течение всего периода применения меры безопасности.

84. При отсутствии возможности оформления документа с измененными персональными данными в установленном настоящим Положением порядке в исключительных случаях он может быть изготовлен (оформлен) в порядке, предусмотренном для изготовления документов, используемых при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

85. При отмене меры безопасности документы с измененными персональными данными защищаемого лица у такого лица изымаются и передаются в выдавшие их организации для уничтожения либо при отсутствии такой необходимости уничтожаются в установленном порядке органом, обеспечивающим безопасность. При этом документы с подлинными персональными данными подлежат возврату защищаемому лицу.

86. Действия органов, обеспечивающих безопасность, по изготовлению и выдаче защищаемому лицу документов с измененными персональными данными, а также хранению документов с его подлинными персональными данными осуществляются в порядке, устанавливаемом Министерством внутренних дел, Комитетом государственной безопасности.

ГЛАВА 11
ПОРЯДОК ПЕРЕВОДА ИЗ ОДНОГО МЕСТА СОДЕРЖАНИЯ ПОД СТРАЖЕЙ ИЛИ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ДРУГОЕ

87. Перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое осуществляется при наличии повода для применения указанной меры безопасности. Руководитель места содержания под стражей или отбывания наказания, в котором находится защищаемое лицо, обязан незамедлительно уведомить о наличии указанного повода орган, обеспечивающий безопасность, а также предоставить возможность организации встреч должностного лица данного органа с защищаемым лицом.

88. При принятии решения о переводе защищаемого лица из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое предписание о принятии мер предоставляется в орган или учреждение уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел, иное учреждение (подразделение), предназначенное для содержания задержанных и арестованных (орган, в структуру которого входит указанное учреждение или подразделение), руководители которых уполномочены в соответствии с законодательством принимать решение о переводе.

89. Место содержания под стражей или отбывания наказания, в которое переводится защищаемое лицо, должно быть согласовано с органом, обеспечивающим безопасность.

90. До перевода из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое руководителем, указанным в пункте 87 настоящего Положения, принимаются предусмотренные законодательством меры по обеспечению личной безопасности защищаемого лица.

РАЗДЕЛ III
ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ»

ГЛАВА 12
ОБЩИЙ ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ

91. При поступлении сообщения о защите руководитель органа, обеспечивающего безопасность, принимает меры по его регистрации и незамедлительной проверке.

92. Решение о применении либо об отказе в применении мер безопасности принимается руководителем органа, обеспечивающего безопасность, в порядке и сроки, установленные законодательством. Решение о применении мер безопасности оформляется вынесением постановления об определении мер безопасности, а об отказе в их применении при отсутствии основания – вынесением постановления об отказе в применении мер безопасности.

Желание (согласие) защищаемого лица о применении мер безопасности оформляется его письменным заявлением (в отношении несовершеннолетних – письменным заявлением их родителей или граждан, их заменяющих).

Уведомление защищаемого лица о применении мер безопасности осуществляется путем объявления под роспись постановления об определении мер безопасности (в случае отказа в применении мер безопасности – путем объявления под роспись постановления об отказе в применении мер безопасности). Председатель суда или руководитель иного государственного органа, в котором работает (проходит службу, военную службу) защищаемое лицо, обратившееся с просьбой о применении мер безопасности, уведомляется о принятом решении в письменном виде.

93. Должностное лицо органа, обеспечивающего безопасность, выносит защищаемому лицу под роспись личное предписание с перечнем касающихся его требований и условий осуществления мер безопасности.

Защищаемое лицо предупреждается в личном предписании о возможности отмены мер безопасности при систематическом неисполнении обязанностей, возложенных на него в связи с применением указанных мер.

94. Привлечение государственных органов, иных организаций к применению мер безопасности осуществляется в соответствии с пунктом 23 настоящего Положения.

95. В случае необходимости применения дополнительных мер безопасности решение об их применении оформляется вынесением постановления об определении мер безопасности.

При наличии оснований органом, обеспечивающим безопасность, проводятся необходимые оперативно-розыскные мероприятия в порядке, установленном законодательством.

96. При наличии оснований полная отмена мер безопасности осуществляется в порядке, предусмотренном Законом Республики Беларусь «О государственной защите». Такая отмена оформляется органом, обеспечивающим безопасность, вынесением постановления об отмене мер безопасности, которое объявляется защищаемому лицу под роспись.

При необходимости отмены отдельных мер безопасности решение об этом принимается органом, обеспечивающим безопасность, и оформляется вынесением постановления об отмене мер безопасности, которое объявляется защищаемому лицу под роспись.

ГЛАВА 13
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ

97. Меры безопасности, указанные в пунктах 3, 5–7 части первой статьи 6 Закона Республики Беларусь «О государственной защите», применяются в порядке, предусмотренном соответственно в главах 4 (за исключением случая применения в отношении защищаемого лица меры безопасности в виде обеспечения конфиденциальности сведений в связи с вступлением его в должность или назначением на должность (нахождением в должности), 8–10 настоящего Положения.

Переселение на другое постоянное место жительства защищаемого лица и его близких осуществляется в исключительных случаях. До принятия такого решения прорабатываются вопросы о предоставлении в индивидуальном порядке в соответствии с законодательством жилого помещения защищаемому лицу и его близким, об условиях использования (отчуждения) ранее занимаемого ими жилого помещения на основании мотивированного ходатайства государственного органа, организующего безопасность, согласованного в случае необходимости с государственным органом, в котором проходит службу, военную службу или работает (проходило службу, военную службу или работало) защищаемое лицо.

98. Порядок применения мер безопасности, предусмотренных в пунктах 1, 2 и 4 части первой статьи 6 Закона Республики Беларусь «О государственной защите», определяется государственными органами, организующими безопасность.

99. Порядок действий органов, обеспечивающих безопасность, связанных с применением мер безопасности, указанных в настоящем разделе, определяется государственными органами, организующими безопасность.

ГЛАВА 131
ПОРЯДОК ОБЕСПЕЧЕНИя КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ СВЕДЕНИЙ защищаемого лица в связи с вступлением его в должность или назначением на должность (нахождением в должности)

991. Обеспечение конфиденциальности сведений по сообщению о защите в связи с вступлением в должность или назначением на должность (нахождением в должности) лица, указанного в пункте 4 статьи 1 Закона Республики Беларусь «О государственной защите», осуществляется органом, обеспечивающим безопасность, руководителем которого принимаются меры по регистрации и рассмотрению такого сообщения.

992. До принятия решения о применении меры безопасности в виде обеспечения конфиденциальности сведений должностное лицо органа, обеспечивающего безопасность:

разъясняет должностному лицу, подлежащему государственной защите, а также председателю суда, руководителю иного государственного органа, в котором работает (проходит службу, военную службу) указанное лицо, правовые и иные последствия наложения временного запрета на выдачу сведений;

путем опроса должностного лица, подлежащего государственной защите, получает его согласие на применение указанной меры безопасности и с учетом его желания определяет перечень информационных ресурсов (систем), на выдачу сведений из которых необходимо наложить временный запрет.

993. Решение о применении либо об отказе в применении меры безопасности принимается и оформляется в соответствии с частью первой пункта 92 настоящего Положения. В постановлении об определении мер безопасности указываются информационные ресурсы (системы), на выдачу сведений из которых необходимо наложить временный запрет.

994. Постановление об определении мер безопасности направляется в Департамент обеспечения оперативно-розыскной деятельности Министерства внутренних дел, которым в соответствии с указанным постановлением направляются собственникам (владельцам, операторам) информационных ресурсов (систем) предписания о принятии мер.

При необходимости предписания о принятии мер направляются собственникам (владельцам, операторам) информационных ресурсов (систем) непосредственно органом, обеспечивающим безопасность.

995. Собственниками (владельцами, операторами) информационных ресурсов (систем) обеспечивается исполнение предписаний о принятии мер с соблюдением требований, содержащихся в пункте 29 настоящего Положения, за исключением случаев, когда сведения, на выдачу которых наложен временный запрет, выясняются в установленном порядке в связи с производством по уголовному делу или выполнением задач оперативно-розыскной деятельности.

996. Органом, обеспечивающим безопасность, при наличии оснований, указанных в пункте 2 или 5 части первой статьи 21 Закона Республики Беларусь «О государственной защите», выносится постановление об отмене мер безопасности, которое направляется в Департамент обеспечения оперативно-розыскной деятельности Министерства внутренних дел для реализации в соответствии с пунктом 30 настоящего Положения либо реализуется непосредственно органом, обеспечивающим безопасность, если предписания о принятии мер направлялись собственникам (владельцам, операторам) информационных ресурсов (систем) в порядке, предусмотренном в части второй пункта 994 настоящего Положения.

ГЛАВА 14
ПОРЯДОК ИЗМЕНЕНИЯ ВНЕШНОСТИ

100. Для изменения внешности защищаемого лица органом, обеспечивающим безопасность, могут использоваться специальные средства для изменения внешности и помощь специалистов (гримеров и других), в том числе на возмездной основе.

101. В исключительном случае на основании предписания о принятии мер и договора, заключаемого в письменной форме между органом, обеспечивающим безопасность, защищаемым лицом и организацией здравоохранения, может быть произведена, в том числе на возмездной основе, пластическая хирургическая операция (пластическое вмешательство) по изменению внешности защищаемого лица в пределах, обеспечивающих эффективность этой меры безопасности.

102. Оплата расходов по изменению внешности защищаемого лица осуществляется органом, обеспечивающим безопасность.

РАЗДЕЛ IV
ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫМ КОДЕКСОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГЛАВА 15
ОБЩИЙ ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ

103. При наличии достаточных оснований орган, ведущий уголовный процесс, выносит в отношении каждого защищаемого лица отдельное процессуальное постановление и направляет его в установленном настоящим Положением порядке в орган, обеспечивающий безопасность, с уведомлением о принятом решении защищаемого лица.

104. Одновременно с процессуальным постановлением орган, ведущий уголовный процесс, направляет в орган, обеспечивающий безопасность, справку, содержащую сведения:

об уголовном деле, по которому в отношении защищаемого лица необходимо осуществление мер безопасности, в том числе описание фактических обстоятельств деяния, послужившего основанием для возбуждения уголовного дела;

о защищаемом лице, в том числе его подлинные фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется), гражданство (при наличии), место регистрации и фактического проживания, место работы (учебы), состояние здоровья (наличие заболеваний, требующих постоянной, плановой или экстренной медицинской помощи), процессуальный статус, а также о наличии движимого и недвижимого имущества (в собственности и пользовании), зарегистрированного огнестрельного оружия, используемых им абонентских номерах, уникальных кодах идентификации, адресах электронной почты (по возможности), о привлечении его к уголовной ответственности;

о гражданах, с которыми общается защищаемое лицо (родственники, соседи, друзья, знакомые и другие – при наличии таких сведений);

о подозреваемом, обвиняемом и угрозоносителях, в том числе их фамилии, собственные имена, отчества (если таковые имеются), гражданство (при наличии), место регистрации и фактического проживания, место работы (учебы), наличие судимости, установленные и возможные криминальные связи, а также другие сведения об их личности (по возможности);

о характере угрозы.

105. Орган, ведущий уголовный процесс, при необходимости включает в справку, указанную в пункте 104 настоящего Положения, предложения о применении мер безопасности с учетом объективных обстоятельств, личности и просьб защищаемого лица, а также указывает иные сведения, которыми он располагает и которые могут иметь значение для выбора и применения мер безопасности. Дополнительные сведения, необходимые для реализации мер безопасности, предоставляются при их наличии органом, ведущим уголовный процесс, по письменному обращению органа, обеспечивающего безопасность.

Сведения, указанные в пункте 104 настоящего Положения, в справке не приводятся, если они содержатся в процессуальном постановлении.

106. При поступлении процессуального постановления руководитель органа, обеспечивающего безопасность, незамедлительно принимает меры по организации его исполнения. При этом органом, обеспечивающим безопасность, в установленном порядке выносится и утверждается постановление об определении мер безопасности, письменно извещается орган, ведущий уголовный процесс и принявший решение об их применении.

107. Согласие защищаемого лица с решением о применении конкретных мер безопасности оформляется его письменным заявлением (в отношении несовершеннолетних – письменным заявлением их родителей или граждан, их заменяющих).

108. В случае необходимости применения дополнительных мер безопасности решение об их применении оформляется вынесением постановления об определении мер безопасности.

Для обеспечения безопасности защищаемых лиц органом, обеспечивающим безопасность, принимаются иные меры, не противоречащие законодательству, в том числе в установленном порядке проводятся оперативно-розыскные мероприятия.

109. Должностное лицо органа, обеспечивающего безопасность, выносит защищаемому лицу под роспись личное предписание с перечнем касающихся его требований и условий осуществления мер безопасности.

Защищаемое лицо предупреждается в личном предписании о возможности отмены мер безопасности при систематическом неисполнении обязанностей, возложенных на него в связи с применением указанных мер.

110. Привлечение государственных органов, иных организаций к применению мер безопасности осуществляется в соответствии с пунктом 23 настоящего Положения.

111. Порядок действий органов, обеспечивающих безопасность, связанных с применением мер безопасности, указанных в настоящем разделе, определяется Министерством внутренних дел, Комитетом государственной безопасности.

112. Орган, ведущий уголовный процесс, при планировании участия в следственных и иных процессуальных действиях, судебном заседании помещенного в безопасное место и (или) находящегося под личной охраной защищаемого лица заблаговременно, не позднее чем за 24 часа до их начала, информирует с использованием средств электросвязи орган, обеспечивающий безопасность, о месте и времени проведения указанных действий в ходе досудебного или судебного производства.

113. При принятии процессуального решения о полной отмене мер безопасности орган, ведущий уголовный процесс, незамедлительно письменно уведомляет орган, обеспечивающий безопасность, и направляет в указанный орган соответствующее постановление (определение), которое является основанием для вынесения постановления об отмене мер безопасности.

114. В случае нарушений защищаемым лицом требований и (или) условий применения мер безопасности, существенно затрудняющих или делающих невозможным их применение, орган, обеспечивающий безопасность, направляет в орган, ведущий уголовный процесс, мотивированное ходатайство для принятия процессуального решения об их полной отмене.

115. Полная отмена мер безопасности по решению руководителя органа, обеспечивающего безопасность, после вступления в законную силу приговора (определения, постановления) оформляется вынесением постановления об отмене мер безопасности. О такой отмене объявляется защищаемому лицу под роспись с обязательным письменным уведомлением органа, ведущего уголовный процесс и принявшего решение о применении мер безопасности.

При необходимости отмены отдельных мер безопасности решение об этом принимается органом, обеспечивающим безопасность, и оформляется вынесением постановления об отмене мер безопасности. О такой отмене защищаемому лицу объявляется под роспись с обязательным письменным уведомлением органа, ведущего уголовный процесс и принявшего решение об их применении.

ГЛАВА 16
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ

116. Меры безопасности, указанные в пунктах 3, 4 и 5 части 2 статьи 66 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, применяются в порядке, предусмотренном соответственно в главах 5, 10 и 4 настоящего Положения.

117. Использование технических средств контроля производится при наличии явной угрозы жизни, здоровью, имуществу защищаемого лица по его заявлению или с его письменного согласия в порядке, предусмотренном нормативными правовыми и локальными правовыми актами.

118. Прослушивание переговоров, ведущихся с использованием технических средств связи защищаемого лица, и иных переговоров производится при наличии явной угрозы жизни, здоровью, имуществу защищаемого лица по его заявлению или с его письменного согласия и осуществляется в соответствии с нормативными правовыми и локальными правовыми актами, регламентирующими проведение оперативно-розыскных мероприятий – слухового контроля и (или) контроля в сетях электросвязи.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий в рамках применения меры безопасности, указанной в части первой настоящего пункта, осуществляется на основании постановлений о проведении указанных оперативно-розыскных мероприятий, вынесенных органом, обеспечивающим безопасность.

119. С учетом характера и степени опасности для жизни, здоровья, имущественных и иных прав защищаемых лиц органом, обеспечивающим безопасность, в соответствии с частью 3 статьи 66 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь и в порядке, предусмотренном настоящим Положением, могут быть применены другие меры безопасности, в том числе:

выдача специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности;

временное помещение в безопасное место;

перевод на другую работу (службу, военную службу), изменение места работы (службы, военной службы) или учебы;

переселение на другое место жительства;

перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.

120. Орган, обеспечивающий безопасность, оказывает при необходимости техническое и иное содействие органу, ведущему уголовный процесс, в применении процессуальных мер безопасности, предусмотренных в части 1 статьи 66 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь.

 


 

 

Приложение 1

к Положению о порядке применения
мер безопасности в отношении
защищаемых лиц

 

Форма

 

 

Гриф секретности

(при необходимости)

 

___________________________________

 

(должность руководителя организации

 

___________________________________

 

(подразделения организации),

 

___________________________________

 

фамилия и инициалы)

Предписание о принятии мер

На основании постановления об определении мер безопасности от ______________,

(дата)

утвержденного _______________________________________________________________,

(должность, фамилия и инициалы должностного лица)

и в соответствии с _____________________________________________________________

(номера статей (пунктов) и наименование актов законодательства)

предписывается ______________________________________________________________

(действия организации, необходимые

____________________________________________________________________________.

для применения меры безопасности)

О выполнении настоящего предписания сообщить _____________________________

(адрес органа,

____________________________________________________________________________.

обеспечивающего безопасность, или абонентский номер его должностного лица)

 

_______________________________________

___________________

(должность, фамилия и инициалы должностного лица)

(подпись)

 

Я, _____________________________________________________________________,

(должность, фамилия и инициалы должностного лица или иного гражданина)

получил настоящее предписание (ознакомлен с предписанием). О принятии мер и об ответственности в соответствии с законодательством за непринятие или ненадлежащее осуществление мер безопасности предупрежден.

 

___________________

__________________

(дата, время)

(подпись)

 

Предписание о принятии мер направил (вручил, представил) ____________________

(должность,

______________________________

___________________

фамилия и инициалы должностного лица)

(подпись)

 

 

 

Приложение 2

к Положению о порядке применения
мер безопасности в отношении
защищаемых лиц

 

Форма

 

Гриф секретности

(при необходимости)

Постановление
о применении мер безопасности

Я, _____________________________________________________________________,

(должность, фамилия и инициалы должностного лица)

рассмотрев __________________________________________________________________,

(заявление (обращение, информация)

установил:

____________________________________________________________________________.

(обстоятельства, события и мотивы принимаемого решения)

Учитывая, что в имеющихся материалах усматривается наличие реальной угрозы жизни, здоровью и (или) сохранности имущества (иные причины) ____________________

(фамилия, собственное имя,

____________________________________________________________________________,

отчество (если таковое имеется)

руководствуясь ______________________________________________________________,

(номера статей и наименование законодательного акта)

постановил:

1. Применить меры безопасности в отношении ________________________________

(фамилия, собственное имя,

____________________________________________________________________________.

отчество (если таковое имеется)

2. Направить настоящее постановление для исполнения (поручить исполнение настоящего постановления) _____________________________________________________

(наименование государственного органа,

_____________________________________________________________________________

в который направляется постановление, или должность, фамилия, инициалы должностного лица,

____________________________________________________________________________.

которому поручается его исполнение)

3. О принятом решении уведомить __________________________________________

(фамилия и инициалы гражданина,

____________________________________________________________________________.

который в соответствии с законодательством подлежит уведомлению)

 

_______________________________________

___________________

(должность, фамилия и инициалы должностного лица)

(подпись)

 

О принятом решении о применении мер безопасности уведомлен (уведомлена).

 

______________

_______________

__________________________

(дата)

(подпись)

(фамилия и инициалы)

 

 

 

Приложение 3

к Положению о порядке применения
мер безопасности в отношении
защищаемых лиц

 

Форма

 

Гриф секретности

(при необходимости)

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 

___________________________________

 

(должность, фамилия и инициалы

 

___________________________________

 

должностного лица органа,

 

___________________________________

 

обеспечивающего безопасность, подпись)

 

_____________

 

(дата)

Постановление
об определении мер безопасности

Я, _____________________________________________________________________,

(должность, фамилия и инициалы должностного лица органа, обеспечивающего безопасность)

рассмотрев __________________________________________________________________,

(постановление (заявление, обращение, информация)

установил:

____________________________________________________________________________.

(обстоятельства, события и мотивы принимаемого решения)

На основании постановления, вынесенного __________________________________,

(должность, фамилия и инициалы)

либо учитывая, что в имеющихся материалах усматривается наличие реальной угрозы жизни, здоровью и (или) сохранности имущества (иные причины) ____________________

(фамилия, собственное имя,

____________________________________________________________________________,

отчество (если таковое имеется)

руководствуясь ______________________________________________________________,

(номера статей (пунктов) и наименование актов законодательства)

постановил:

1. Применить в отношении _________________________________________________

(фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется),

_____________________________________________________________________________

меры безопасности с указанием сроков применения, должности,

____________________________________________________________________________.

фамилии и инициалов ответственных должностных лиц органа, обеспечивающего безопасность)

2. Координацию деятельности задействованных подразделений по исполнению настоящего постановления возложить на __________________________________________

(должность, фамилия и инициалы должностного лица

____________________________________________________________________________.

органа, обеспечивающего безопасность)

 

_______________________________________

___________________

(должность, фамилия и инициалы должностного лица)

(подпись)

____________

 

(дата)

 

 

О принятом решении о применении мер безопасности уведомлен (уведомлена).

Мне разъяснено, что в связи с применением мер безопасности я имею право:

знать о применяемых мерах безопасности;

просить о применении или неприменении мер безопасности;

требовать от органа, обеспечивающего безопасность, применения иных мер безопасности, предусмотренных законодательством, или отмены отдельных из применяемых мер;

обжаловать в вышестоящий орган, обеспечивающий безопасность, в прокуратуру либо суд незаконные решения и действия должностных лиц органов, обеспечивающих безопасность.

Мне разъяснено, что я обязан (обязана):

выполнять законные требования органа, обеспечивающего безопасность;

незамедлительно информировать орган, обеспечивающий безопасность, о каждом случае угрозы или противоправных действий;

бережно обращаться с имуществом, выданным органом, обеспечивающим безопасность, в личное пользование для обеспечения безопасности;

не разглашать сведений о принимаемых мерах безопасности без разрешения органа, обеспечивающего безопасность.

С принимаемыми мерами по обеспечению безопасности согласен (согласна).

Об ответственности за разглашение сведений о мерах безопасности в соответствии с законодательством предупрежден (предупреждена).

 

___________

___________________________

(дата)

(подпись, фамилия и инициалы)

 

Заявления по существу постановления _______________________________________

(не имеется или при их наличии – указать)

 

______________

_______________

__________________________

(дата)

(подпись)

(фамилия и инициалы)

 

 

 

Приложение 4

к Положению о порядке применения
мер безопасности в отношении
защищаемых лиц

 

Форма

 

Гриф секретности

(при необходимости)

Предупреждение
о неразглашении сведений о защищаемом лице

Мне, ___________________________________________________________________,

(должность, фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется)

разъяснены __________________________________________________________________

(должность, фамилия и инициалы должностного лица органа,

_____________________________________________________________________________

обеспечивающего безопасность)

требования законодательства в связи с применением мер безопасности и реализацией мер социальной защиты, в том числе ________________________________________________.

(номера статей (пунктов) и наименование актов законодательства)

Одновременно я предупрежден (предупреждена) об ответственности за разглашение сведений о мерах безопасности и мерах социальной защиты, применяемых в отношении защищаемых лиц.

 

___________________

_______________

__________________________

(дата, время)

(подпись)

(фамилия и инициалы)

 

_______________________________________

___________________

(должность, фамилия и инициалы должностного лица)

(подпись)

____________

 

(дата)

 

 

 

 

Приложение 5

к Положению о порядке применения
мер безопасности в отношении
защищаемых лиц

 

Форма

 

Гриф секретности

(при необходимости)

Постановление
об отказе в применении мер безопасности

Я, _____________________________________________________________________,

(должность, фамилия и инициалы должностного лица)

рассмотрев __________________________________________________________________,

(заявление (обращение, информация)

установил:

____________________________________________________________________________.

(обстоятельства, события и мотивы принимаемого решения)

Учитывая, что в имеющихся материалах не усматривается наличие реальной угрозы жизни, здоровью и (или) сохранности имущества (иные причины) ____________________

(фамилия, собственное имя,

____________________________________________________________________________,

отчество (если таковое имеется)

руководствуясь ______________________________________________________________,

(номера статей и наименование законодательного акта)

постановил:

1. Отказать в применении мер безопасности в отношении _______________________

(фамилия, собственное имя,

____________________________________________________________________________.

отчество (если таковое имеется)

2. О принятом решении уведомить __________________________________________

(фамилия и инициалы гражданина,

____________________________________________________________________________.

который в соответствии с законодательством подлежит уведомлению)

 

_______________________________________

___________________

(должность, фамилия и инициалы должностного лица)

(подпись)

 

О принятом решении об отказе в применении мер безопасности уведомлен (уведомлена).

 

______________

_______________

__________________________

(дата)

(подпись)

(фамилия и инициалы)

 

 

 

Приложение 6

к Положению о порядке применения
мер безопасности в отношении
защищаемых лиц

 

Форма

 

Гриф секретности

(при необходимости)

Предписание

Мне разъяснено, что в соответствии с принятым решением о применении мер безопасности* я обязан (обязана) ________________________________________________

(требования и условия осуществления мер безопасности)

____________________________________________________________________________.

С требованиями и условиями настоящего предписания согласен (согласна).

Мне разъяснено, что при невыполнении требований и условий настоящего предписания принимаемые меры безопасности могут быть отменены.

 

______________

_______________

__________________________

(дата)

(подпись)

(фамилия и инициалы)

 

Предписание вынес _______________________________________________________.

(должность, фамилия и инициалы должностного лица)

 

___________

_________________

(дата)

(подпись)

 

______________________________

* Если меры безопасности применяются в отношении несовершеннолетнего, необходимо указать его персональные данные.

 

 

 

Приложение 7

к Положению о порядке применения
мер безопасности в отношении
защищаемых лиц

 

Форма

 

Гриф секретности

(при необходимости)

Постановление
об отмене мер безопасности

Я, _____________________________________________________________________,

(должность, фамилия и инициалы должностного лица органа, обеспечивающего безопасность)

рассмотрев __________________________________________________________________,

(постановление (заявление, обращение, информация)

установил:

____________________________________________________________________________.

(обстоятельства, события и мотивы принимаемого решения)

Учитывая, что в имеющихся материалах усматриваются основания для ___________

(полной,

___________

отмены мер безопасности в отношении ______________________________

частичной)

(фамилия, собственное имя,

____________________________________________________________________________,

отчество (если таковое имеется) защищаемого лица)

руководствуясь_______________________________________________________________,

(номера статей (пунктов) и наименование актов законодательства)

постановил:

1. Отменить меры безопасности (в случае, если отменяются отдельные меры безопасности, необходимо указать какие) в отношении ______________________________

(фамилия, собственное имя,

____________________________________________________________________________.

отчество (если таковое имеется)

2. О принятом решении уведомить __________________________________________

(фамилия, собственное имя, отчество

_____________________________________________________________________________

(если таковое имеется) защищаемого лица (одного из родителей или гражданина, его заменяющего),

____________________________________________________________________________.

наименование государственного органа, который уведомляется в соответствии с законодательством)

 

_______________________________________

___________________

(должность, фамилия и инициалы должностного лица)

(подпись)

____________

 

(дата)

 

 

О принятом решении об отмене мер безопасности и порядке обжалования принятого решения уведомлен (уведомлена).

 

______________

_______________

__________________________

(дата)

(подпись)

(фамилия и инициалы)

 

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.